Прямо скажем, не красавец наш Юрий Васильевич, совсем не красавец!
В летах ЮВ пребывает зрелых. Лыс. Физиономия его составлена из черт простых, ничего примечательного. Роста среднего. Плюс роговые большие очки. Даже отчасти полноват, ходит только в костюмчиках, но вид у них скорее поношенный, да и без пятен не обходится, которые раз за разом безуспешно пытается выводить его верная и снисходительная супруга. Думаю, если бы вы сами прошли по улице мимо Юрия Васильевича, то, право, ничего примечательного в нем бы не обнаружили. Ну, обычнейший товарищ!
И все бы так, но только до определенного мгновенья. До того как наш Юрий Васильевич заговорит. И тогда невероятная перемена происходит на сцене жизни. На ней является публике яркий, замечательный персонаж. Его глаза сверкают , его походка свежа. Нет ничего, что проскочило, пролетело, проползло бы мимо его приметливого взгляда, и не было бы отмечено энергичным, духоподъемным комментарием. Этому совершенно невозможно научиться, это богом дано, но после слов ЮВ все сразу расцветает и оживает вокруг.
Понятна восторженность, с коей его принимают все женщины — от совершенных малюток до ветхих свидетельниц, так сказать, времен Очакова и покоренья Крыма. И это человека, который в жизни ни одного гвоздя молотком не забил! Этого он не умеет. Хотя когда и где женщины предпочитали иным мужчин с молотками? Зато рядом с Юрием Васильевичем они без труда обнаруживают в себе прежде другими не замечаемое , но совершенно очевидное: они — дивны, они — прекрасны, и все благодаря проникновенным речам нашего героя
Впрочем, и серьезные мужчины, даже ответственные работники отзываются о Юрии Васильевиче с несомненным одобрением. Тот умеет гармонизировать любой коллектив, он деятелен, исполнителен, скорее других готов ехать в самые дальние и невыгодные командировки, никогда не предается унынию и пессимизму. Сам объясняет, что это природа такова: мы советские люди».
Общественная жилка Юрия Васильевича выглядит очень выпукло. Надо ли сочинить стишки для новогодней стенгазеты или принять добровольное участие в лыжном пробеге, или собрать деньги у сотрудников на отмечание очередного дня рождения – Юрий Васильевич всегда тут как тут. Но многочисленные его достоинства все равно меркнут перед одним, самым главным, — Юрий Васильевич есть самый лучший среди тех, кого я знаю, тамада на юбилеях и свадьбах. А еще он, как он формулирует, с готовностью в качестве приглашенного лица выступает на проводах, то бишь, поминках. Делает он это абсолютно бесплатно, совершенно искренне, возможно, поправляя некую несправедливость судьбы.
Ему бы артистом стать на радость массам, а он попал пожизненно в инженеры– путейцы в проектном институте. Так масть легла. К слову, самому ЮВ выступать на проводах нравится даже больше, чем на собраниях иных. И солидно, и порядка больше. Да, питается ЮВ как птичка божия и выпивает не больше трех стопочек.
На сами похороны ЮВ ходит редко, зато весьма часто приглашаем на поминки, дабы сказать главную речь. И ни разу он не подкачал, не подвел. По окончании процедуры к нему всенепременно подходят люди, что выказать благодарность , типа «никто так не сказал бы, а ты Юрий Васильевич смог, ты сказал!». Жмут руки, и все такое.
***
В очередной раз на поминки Юрия Васильевича сослуживица позвала по — хорошему проводить своего дядюшку Шишмарева ,старичка- железнодорожника. Славно и долго пожил на этом свете старичок, как говорится пора и честь знать
— Да вы его, наверно, должны помнить, Юрий Васильевич, — говорила племянница, — характерный такой старикан.
— Он из каких все же ? –осторожно уточнил ЮВ.
– Наш, железнодорожник, всю жизнь на шпалах провел, — сообщила племянница усопшего, эдакий пышный розан лет пятидесяти, вся в бусах. Ну как ЮВ мог отказать?
На следующее утро он деловито сообщил супруге, что вновь зван на поминки. Уточнил, что «провожаем нашего», что опять ему придется выступать. Жена поцеловала ЮВ в щеку, и он побежал. Да, забыл сказать, что ЮВ имеет привычку даже не ходить, а бегать, -таков его неизбывный темперамент.
Поминки устраивали на дому, далеко, на окраине. Пока добирался на автобусах с пересадками, пока плутал по микрорайону в поисках нужного дома, к урочному времени Юрий Васильевич все же немного припоздал. Но его ждали, как гостя особенного и без него не начинали. Как вихорь он влетел в квартиру — деловитый, официально торжественный, подтянутый. Тренированным движением издали метнул кепку на рожок вешалки и, конечно, попал! Сбросил на руки племянницы- розана свой плащик и приглаживая остатки волос на голове, прошел к указанном месту.
Налил стопку, встал, оглядел собравшихся, а их было немного, хорошо, если дюжина, откашлялся и начал с известного стиха Василия Жуковского. Юрий Васильевич всегда начинал с этого стиха
« О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Тут он взял привычную большую паузу, неторопливо оглянул всех присутствующих и чётко, без всякой аффектации закончил
но с благодарностию : были!»
.. Надо заметить, что еще по дороге на поминки ЮВ пытался вспомнить упокоившегося Шишмарева, но оказалось, что он не только ничего не помнил, но скорее всего и вовсе того не знал. Юрий Васильевич тогда и решил, что станет говорить про усопшего аккуратно и некоторым образом вообще. Так и начал
. Он говорил о великом трагизме ситуации, когда наш грешный мир покидают такие достойные, такие особенные люди. Он отмечал, что далеко не каждому удается оставить после себя существенный след, а товарищу Шишмареву ( К слову, вначале ЮВ именовал его просто «товарищем», ибо призабыл имя отчество) – это удалось. Железные дороги своими рельсами как артериями соединили великую страну, а чтобы было, если бы их не было! Именно они способствуют процветанию Отечества. Напомнил, что именно железнодорожный путь есть основа транспорта России, и как раз на этом пути в полной мере реализовал себя великий труженик ( ЮВ наконец вспомнил!) Сергей Иванович Шишмарев.
В этом месте ЮВ вновь сделал паузу, дабы ощутить, как его слушают и принимают . Но вдруг заметил странные, прежде никогда во время своих выступлений не виданные переглядывания и даже перешептывания. Произошло что-то непонятное.
Юрий Васильевич споро продолжил говорить, но шепотки за столом, чтобы было совершенно удивительно, продолжали нарастать. Тогда Юрий Васильевич в смущении скомкал свою речь и произнес завершающие слова «Вечная память Сергею Ивановичу».
Но что за напасть! В комнате повисло непонятное молчание, никто не пил, не закусывал. Сослуживица – розан смотрела на Юрия Васильевича в ужасе. И в эту минуту за столом совершенно неуместно, некстати захихикал древний, чуть ли не позеленевший от старости дедуня. Не переставая хихикать, произнес.
— А ведь, уважаемый, Шишмарев Сергей Иванович это буду я!
Будто снаряд разорвался в квартире. Юрий Васильевич, как сам позже признавался, окаменел со стопкой водки в руке. Всем стало понятно, что произошла путаница, оратор ошибся, ведь здесь провожали совсем другого Шишмарева – Николая Ивановича, тоже железнодорожника и, кстати, брата присутствующего на поминках Сергея Ивановича. Должен был начаться невообразимый скандал, и все же какой удивительный у нас народ !
Встал тот самый, живой Шишмарев и заявил, что он сам лично никаких претензий к оратору не имеет. Потому что никогда прежде не слышал, чтобы так хорошо говорили на поминках о железнодорожниках. И потому просит собравшихся оратора за ошибку простить. А еще он убедительно просит, чтобы когда придет его проводов, то опять позвали б «вон его» и указал рукой на ЮВ.
— Авторитетно заявляю, — заключил дед, — про нас, горемык все равно лучше никто не скажет. Светлая память моему брату Николаю , светлая память всем нам!
И выпил!
Народ после таких слов с облегчением зашумел, а Юрий Васильевич опомнился, вернулся в прежнее состояние и побежал вкруг стола, перед каждым лично извинился , и каждый в свою очередь его с готовностью извинил.
***
А потом прошло три года. И вновь к Шишмаревым Юрия Васильевича позвали. Теперь — Сергея Ивановича провожать, того самого. Ну и Юрий Васильевич постарался, проводил.
Со всем уважением!
Юрий Фаев
Рис. Галины Догель
Для справки. Новая книга Фаева выходит в феврале
Интервью с кинорежиссером Андроном Михалковым-Кончаловским. …
Когда приезжаешь в Брянск, то первый вопрос уже давно не про то, правда ли, что француженки страшные, а устриц едят живыми. …
В погарской школе директор провела беседу с учениками об Алексее Навальном.
…