Всё преходяще, и мало кто из брянских помнит о страшной битве на Брянщине под Севском, которая случилась в Смутное время 415 лет тому назад. Тем более, что даже для победителей ее итоги не были счастливыми.
Кто знает, где были эти Добрыничи? А между тем именно здесь, под Севском, произошла самая великая из битв на брянской земле. С одной стороны – царя Годунова называли войско в 60 тысяч воинов, со стороны Лжедмитрия – 15 тысяч. Шесть недель из разных мест собирал под Брянском Годунов своих дворян. Пять лет до этого на подобный призыв откликнулось полмиллиона человек, сейчас же – вдевятеро меньше. Командовать войском было поручено князю Мстиславскому. Сам Годунов в Москве укрылся, не любил воевать царь Борис. Мстиславский, по общему тогдашнему признанию, был беззаветно смел и смерти не боялся, но как военный вождь был неумен. В первой же сшибке, еще под Трубчевском, московская рать потеряла множество людей. Мстиславский в самой гуще бился и пятнадцать ран получил, а у Лжедмитрия убыль была всего в несколько человек. И все же никто из московской рати к Лжедмитрию не перекинулся.
Лжедмитрий отошел к Севску, за ним огромная московская рать двинулась. Большое дело и случилось как раз под Добрыничами 21 января 1605 года. Наверно, и про эту битву история отметилась бы лишь несколькими строками в летописи. Однако среди участников битвы с московской стороны оказался в тот день немец, солдат Классен. Он был грамотный. Потом до родины добрался и «Записки» напечатал. Несоразмерны были силы соперников. Четыре к одному по воинам в пользу Борисова войска. Здесь как бы встретились Правда и Вера. Однако носитель Правды московский царь, трепеща, заперся в Кремле, а символ Веры самозванец был здесь, в поле, с мечом руке на кауром скакуне. И попробуй простой человек разберись, где тут истинный царь.
Начало боя было за смелыми всадниками Лжедмитрия. Ранним утром отчаянной атакой отряд поляков напал на центр московского войска, чтобы разрезать его надвое. И смял первые ряды пехоты. Кто-то уже побежал. К слову, в ту пору военного строя русская армия не знала. Воевали без хитростей. Сошлись в открытом месте и бьются. Кто побежал – тому и конец. В бою людей гибло меньше, чем после боя.
Непонятно, чем бы кончилась битва, но в решающий момент по атакующим залегшие за санями годуновцы произвели залп из 12 тысяч ружей и сорока пушек. И вот такого-то никто еще не видывал. Пелена дыма окутала поле, сотни раненых и убитых попадали. Все длилось несколько минут, но перемена оказалась непонятная и жуткая. Восемь тысяч запорожцев на конях со стороны Лжедмитрия, так и не вступив в схватку, устрашась, кинулись с поля прочь. А за ними и все остальные.
Битва кончилась, началась резня, которая продолжалась несколько суток. Победители никого не жалели, но безмерной жестокостью своей, сами того не ведая, только умножали число новых врагов. Они ошиблись в главном. Не погиб мнимый царевич. На раненом коне ускакал в Севск и далее – в Путивль. Через несколько месяцев он соберет новое войско.
Как и много позже в XX веке в Гражданскую,
в XVII веке в Смуту герои были по обе стороны враждующих сил. Геройски вели себя крамольники под Кромами. В проигранной мятежниками знаменитой битве 21 января 1605 года под Добрыничами две тысячи русских со стороны Лжедмитрия надели перед боем белые рубахи. Они к смерти готовились и смерти не боялись. Но ничего, кроме тысяч мертвых, не дала эта победа.
Юрий Фаев
( Из книги «Всемирная брянская история. Давным давно»)
Отдыхать по субботам в России разрешили ровно 50 лет тому назад. …
К 100 летию со дня рождения нашего замечательного земляка, дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина (1917-1983).
…
Прошло десять лет, как сгорела последняя на Брянщине ветряная мельница — в деревне Любец Трубевского района …
80 лет назад Политбюро утвердило секретный приказ «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».