А вот вам и отчет об «ужасном» чтении

ГлавнаяПрямая речь  А вот вам и отчет об «ужасном» чтении

Продолжение темы о  российских книгах ужасов: Подробности от  читателя нашего сайта

«Пищеблок» Алексея Иванова.

И автор маститый, и вещь нашумевшая. Дело происходит в начале 80-х, любимое время современных авторов. Я, честно скажу, в пионерлагеря не ездила, но Сергей Клоков (Sergey Klokov) авторитетно заявил, что лагерь, в котором происходит действие, — не настоящий, потому что в нем нет танцев. Ибо настоящий лагерь держится на трех китах – линейка, футбол, танцы. Ну, будем считать, что это просто авторский недосмотр.
Конечно, как всякий русский писатель, Иванов не может ограничиться увлекательной задачей – а получится ли у меня ужастик? Ему необходима сверхзадача. Например, показать, что печальные события в лагере происходят во многом из-за очковтирательства руководства, которое не может не догадываться о том, что «все не так, ребята», но старательно скрывает страшные факты – ситуация, конечно, очень хорошо вписывающаяся в двоемыслие 80-х годов, но ничуть не менее свойственная любому другому периоду нашей и не только нашей истории. Передать мучительные рефлексии маленького героя о правоте коллектива. И, наконец, самое главное, поднять философский вопрос о том, что человек, который все делает хорошо и правильно, уже как бы и не человек вовсе. Но  саспенс недостаточно разлит в воздухе, описания не леденят душу и, самое обидное, главного злодея вычисляешь при первом его появлении. И нет этого самого бытового страха.

«Вьюрки» Дарьи Бобылёвой. 
Дарья Бобылёва считается маститым автором в жанре, однако, и ей до Стивена Кинга далековато. Во «Вьюрках» она сумела нащупать уязвимую точку страха городского постсоветского человека – дачу.
Место действия выбрано удачно – ага, дача, уже страшно. И жизнь поселка показана очень сочно, со знанием дела. А вот с источником страхов, мне кажется, Дарья Бобылёва чуточку промахнулась. Сейчас модно населять страницы фэнтези славянскими фольклорными персонажами, но они для современного читателя столь же умозрительны, как и голливудские вампиры или зомби – это не страхи из детства.
Как и Алексей Иванов, Дарья Бобылёва озабочена сверхзадачей, которая должна иметься у ее книги, раз уж она является фактом русской литературы. И вот с этим-то и связана моя основная претензия к автору. Потому что эта сверхзадача, или, если хотите, идейная основа книги проста, как разговор бабушек на скамейке у подъезда, и сводится к одному: люди нынче стали хуже, совсем никудышными стали, так что если их нечистая сила совсем изведет, то туда им и дорога. И вот автор позволяет нежити крайне неаппетитно резвиться в отрезанном от мира поселке, убивая и похищая людей, отчего остальные, обезумев, начинают защищаться и защищать близких всеми доступными им способами, не всегда безупречными.

 «Убыр» Шамиля Идиатуллина.
В свое время мне очень, с некоторыми оговорками, понравился роман Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев», поэтому я и решила почитать его «хоррор». На самом деле, оценивая литературные ужастики, я бы отдала пальму первенства «Городу Брежневу», потому что мне мало что доводилось читать страшнее, разве что «Заххок». Загвоздка лишь в том, что это абсолютно реалистический роман, без налета мистики, а я тут все-таки взялась описывать жанрово чистые вещи.
В «Убыре» Идиатуллин взялся разрабатывать тему татарского фольклора, что само по себе очень интересно, но, опять-таки, слишком литературно, чтобы вызвать настоящий ужас. Что касается «страшноты», то гораздо лучше автору удаются опять-таки обыденные кошмары, например чудовищная, безо всякой мистики, поездка героя с сестренкой на электричке к деду, когда сначала он выдерживает пугающий каждой репликой разговор с гопниками, потом сталкивается со странным мужчиной, который оказывается приветливым маньяком, и, наконец, попадает в лапы двум недоброжелательным полицейским. Но самое приятное, что Идиатуллин не грузит свой роман никакой пресловутой сверхзадачей, никаким назиданием. Как и в «Городе Брежневе», основная идея, пожалуй, в том, что жизнь – не сахар, и ты должен быть постоянно начеку

«Экспедиция. Бабушки офлайн» Евгения Сафронова.

Ничего не знаю об авторе Евгении Сафронове, кроме того, что можно понять из самой книги: что он, конечно же, филолог и собиратель фольклора, что неоднократно бывал в экспедициях и любит это дело. Собственно, к «ужастикам» я этот роман притянула за уши, хотя там есть мистическая и даже потусторонняя составляющая. Но уж больно книга понравилась своей непритязательностью, а кто еще про нее напишет? Во-первых, в ней чудесное и любовное описание любой архетипической экспедиции. Но есть еще один пласт текста, который выводит книгу на какой-то другой, серьезный уровень. Это жизнеописания самих «бабушек офлайн», старых русских женщин, родившихся перед войной и хлебнувших всего, что приготовил для них неприветливый 20 век. И вот от этих-то историй как раз мороз по коже

Елена Голубева

 134 Опубликовано: 15.07.2019 | Рубрики: Прямая речь | Метки: ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Погромщиков зовут на сцену

Опубликовано 19.05.2019

Существенное ухудшение социально-экономических показателей возвращает в повестку дня вопрос о протестной активности населения России.

Река нашего детства

Опубликовано 03.03.2017

Брянский старожил Наум Непомнящий — о том, как все же очень удачно выбрали наши предки место для нашего города.

Кепка-шестиклинка, сапоги с галошами, узкобрючники и прочее

Опубликовано 12.03.2017

Брянский старожил Наум Непомнящий — о послевоенной моде.

Жители третьего заводского барака. Часть 1

Опубликовано 14.01.2017

На самой окраине Брянска, за парком, напротив тюрьмы, там, где кончалась тупиком Васильевская (Горького) улица, на небольшом пустыре притулился заводской барак N 3.

Брянские.РФ © 2019

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску