Призраки лесной деревни Чухраи

ГлавнаяПрямая речьПризраки лесной деревни Чухраи

Эти заметки о лесном житье- бытье в брянском пограничье высмотрела в покрытой пылью подшивке  некогда знаменитой газеты «Брянское время»  за 1996 год брянский библиограф Евгения Званская. Их и сегодня интересно почитать.


Смерть не бярет
И, правда, куда им деться-то отсюда? Чухраи ( Суземский район) — небольшой песчаный островок в окружении болот, речки Неруссы и заповедника, куда тоже ходить нельзя. До ближайшей станции три десятка километров. Школа, магазин, больница, транспорт, дороги — для двадцати четырех жителей деревни это абстрактные понятия.
Из окружающей действительности полтора десятка домов, где еще живут, «мертвые» хаты с занавесочками на окнах, кладбище на холме, сплошь уставленное большими грубыми крестами. В низине под холмом колодец. Один из чухраинцев грустно пошутил: «Покойничья вода». В Чухраях только две фамилии — Болохоновы да Пресняковы. О происхождении последней никто ничего не знает, а Болохоновы, говорят, фамилией своей обязаны монахам когда-то стоявшего тут монастыря Иоанна Предтечи. Монахи ходили в балахонах, и, получается, не слишком строго выполняли обеты.

Однако народ здесь знает друг друга исключительно по прозвищам: Лепень, Калиненок, Пожилой, Кудленок. Дети и внуки получают прозвища прибавлением уменьшительных суффиксов: сын Пожилого — Пожиленок, внук — Пожиленочек.
Про себя чухраинцы неохотно рассказывают, а вот о соседе посплетничать — запросто.

Ведьма в печке
Шамарной раньше крепко пил, до белой горячки. Виделись ему тогда исключительно ведьмы. Протрезвев, он помнил увиденное досконально и был уверен, что так оно наяву и происходило.
— Летала тут одна возле дерева, ты что, не видел? — приставал Шамарной к соседу.
Лет тридцать назад принял Шамарной крепко. Зима, мороз. Залез на печку, а снизу ведьма скребется, зараза такая. Разозлился Шамарной — и давай камни из печи выдергивать. Всю и разобрал. Ведьма в трубу вылетела, он за ней. Как был в исподнем и босиком, так тридцать километров до Трубчевска по снегу и пробежал.
Под Трубчевском его кумовья жили. Постучался к одному — тот пустил, а сам в гости ушел. Надо бы отогреться, да ведьма не дает, опять скребет — подлая. Разобрал Шамарной и эту печку. Кум, конечно, его выгнал. Он к другому. Тот, правда, никуда не уходил и печку свою спас.
Следующий кум, зная буйный характер родственничка, Шамарного в дом не пустил. Выломал Шамарной кол из забора — и в окно. Больше и проситься никуда не стал — хрясь, дзинь, ни одного дома на улице не пропустил.
Добежал до милиции. Страшный, лохматый, в одном исподнем.

— Мне б погреться, — твердит Шамарной.
Приехали шестеро здоровых санитаров, скрутили Шамарного. Лечили его, лечили, вылечили-таки. С тех пор он ни-ни. Характер, правда, не изменился. Ругается со всеми и страшно матерится.
Письмо Раисе Максимовне
Сыновья Шамарного любили в за­поведнике промышлять, где директором Игорь Шпиленок. И ловили их не раз, а они продолжают. Даже мост од­нажды разобрали, чтоб охрана не проехала по их следам. Настойчивости семейству Шамарных не занимать.
Написали письмо Раисе Максимовне Горбачевой: «Раиса Максимовна, найди момент, подкатись к Михаилу Сергеевичу, чтоб закрыл заповедник. А если нельзя закрыть, то попроси, чтоб отодвинул границу от Никитиной Гурьбы до Песчаной просеки. Да только смотри, чтоб ответ на это письмо не поручили готовить Шпиленку».
Раиса Максимовна «спустила» это письмо тогдашнему председателю облисполкома тов. Сыроватко, тот — еще «ниже». Так и дошло письмо по цепочке до директора заповедника Игоря Шпиленка…
Стиль лесной жизни
Быт чухраинцев однообразен. Одинаковые дома с двумя комнатками, печь одинаковой конструкции, дере­вянный крашеный диван. Признак благополучия — крытая шифером крыша.
Раньше деревня славилась умельцами по производству саней, бочек, колес для телег. Умельцы до сих пор есть, но силы уже не те.
Отступление от принятых норм жизни осуждается. Когда директор заповедника «Брянский лес» Игорь Шпиленок ремонтировал купленный в деревне дом, чухраинцы осуждали его за то, что окна не как у всех ладит. Позор!
За часами тут не следят, время просто чувствуют. Приходит один дедушка к Шпиленку воды из колодца набрать. Тот уже знает — ровно пять вечера.
Чухраи не на всякой карте Брянской области помечают. Сами жители качают головой: «мертвая деревня». А они тут, значит, вроде призраков. Последние поумрем, жалуются, хоронить некому будет. Самым младшим считают деда Василия.
— Сколько ж вам лет? — интересуюсь.
— А не помню, но больше пятидесяти — точно,- смущается дед Василий.
Держит он трех кур и поросенка. Любой в этой деревне питается тем, что сам вырастит. Пару раз в год, когда до Чухраев можно добраться неизвест­но каким макаром, приезжает машина с крупой, мукой, сахаром и солью. Этого момента народ ждет, копит пенсию, которая по деревне в среднем 200 тысяч. Из муки пекут хлеб. Я пробовал — вкусный.
Иностранцев чухраевский быт шокирует. Приехали как-то американцы в заповедник, в деревню заглянули. Поинтересовались, в каком это они веке? Спрашивают чухраинцев:
— Где ж вы спите?
— На печке.
— А кровать где?
— А зачем кровать?
— А ванна где?

-Так мы в бочке. Подогреваем воду камнями и моемся.
— В одной воде?
— Ну да. Сначала хозяин, потом жена.
Задали американ­цы и совсем глупый во­прос: «Неужели за всю жизнь никто на машину не заработал?» Чухраинцы резонно заметили, что если б и заработали, то никуда отсюда на ней не уе­дешь — дороги-то нету!
Обгорелый ребенок
Однажды Чухраи потрясло такое событие: в деревню приехал настоящий негр. Живой, даже руками потрогать можно. Деревенские подходить боятся, дед Василий только и смог выговорить:
-Где ж ты, ребенок, обгорел так?
Негр, между прочим, не какой-нибудь, а из Танзании, из самайского племени. С двумя высшими образованиями, пять языков знает, включая русский. Любит кушать зебру и носорога. Его ближайших предков съели лев и крокодил.
Танзаниец сразу влился в жизнь чухраинцев. Те выстроились в очередь, одаривая гостя — кто картошки принес, кто петуха. Русский сувенир, так сказать.
Не прочь был самаец и «заложить за воротник», что как-то роднило его с чухраинцами. Уви­дел на Пасху, как народ на могилках выпивает. «Жить хочу у себя на родине,- говорит, — а умереть у вас!»
    Александр ПАЛЬНИКОВ

( в сокращении, «Брянское время», 1996 год, № 24)

 Об авторе: тогда совсем молодой журналист, как и многие из «БВ»  Саша Пальников позже уехал в Москву. С успехом работал на НТВ и РЕН –ТВ. Правда, где он сейчас – мы и не знаем.

 Справка: ЧУХРАИ (Чухраевка, Чухраево, Чухрай), д., Су­земского района , ныне — 10 жителей. Упоминается . с XVIII в.; бывшее. владение Шереметевых. В годы Великой Отечественной войны за содействие партизанам сожжена (1943 год) фашистскими оккупантами. Позже отстроена заново.

***

 Фото Игоря Шпиленка когда -то сделано в Чухраях

 

 262 Опубликовано: 14.05.2019 | Рубрики: Прямая речь | Метки: ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Покупать, покупать, покупать!

Опубликовано 20.09.2015

Налаженный советский быт в девяностые годы разлетелся в пыль, потому что мы пережили не столько революцию идей, сколько революцию вещей и отношения к этим вещам.

Восьмой раунд: Александр Богомаз

Опубликовано 23.10.2015

Продолжение заметок  Александра Субботина.

 Что случилось в брянской колонии

Опубликовано 03.10.2017

 Бывший заключенный Курьянов — о тюремных нравах

На галстуки попросили принести в школу по 170 рублей

Опубликовано 27.05.2016

Сына приняли в «Ровесники». Так называется средняя, соответственно возрасту, «ступень» детской общественной организации «М.И.Р.». Мудреная аббревиатура в ее названии расшифровывается не менее неожиданно — «Молодость. Инициатива. Развитие».

Брянские.РФ © 2019

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску