О двух премьерах в главном брянском театре

ГлавнаяПрямая речьО двух премьерах в главном брянском театре

Давненько, друзья, мы ничего не рассказывали о брянском театре. И вот исправляем это упущение с помощью самого известного брянского театрального критика

Февраль в театральном мире — выход на финишную прямую перед Международным днем театра. Когда подводят предварительные итоги и продолжают работать над последними премьерами сезона. Знаковым событием может стать в конце марта премьера спектакля «Кириллин день» — сцены из трагедии «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, чье имя носит театр.  А пока есть что сказать и о двух недавних работах театра.

Открытие сезона было необычным. Это «новое слово» для нашего театра обошлось без слов. Только язык пластики, танца и музыки: от классики до джаза и бардовской песни. Режиссер-постановщик феерического спектакля «Любовное наваждение» — Владимир Беляйкин ( Москва), он же — хореограф и художник, автор либретто и музыки. Ученик, между прочим, самого Анатолия Васильева. Лет 12 назад Владимир Беляйкин уже был в Брянске на «Славянских театральных встречах» с похожей пластической фантазией «Мужчина и женщина» в исполнении театра-студии из Владимира.  И вот новый спектакль

Пожалуй, он мог быть более выстроенным и цельным. Это, пожалуй, главная к нему претензия. В нем — много иронии и гротеска, действо завораживает калейдоскопом самых полярных историй между мужчиной и женщиной: от легкого флирта до яростной схватки, от фривольного анекдота до смертельной драмы.  Получилась любовь как болезнь и как исцеление. Любовь роковАя и рОковая.

Минимум сценографии, стильные костюмы, выверенные мизансцены и стремительный темп. В финале как будто «на бис» — всеобщий степ-драйв. После полугода изматывающих репетиций, похожих на  спортивные тренировки, этот танцевальный эпилог демонстрирует прекрасную форму и молодых актеров, и тех, кто старше. Михаил Лаврушин и Марина Финогенова, Дмитрий Ненахов и Андрей Савченков, Юлия Филиппова и Ксения Ланская, Елена Дигина и Кристина Корзникова. На хорошем  уровне работают абсолютно все 16 актеров, занятых в спектакле. У каждого по нескольку ролей самого широкого диапазона. От фарса и клоунады до трогательной лирики и тонкой поэзии. Особенно пронзительная исповедь-пантомима на грани жизни и смерти у героя Алексея Дегтярева. Любовь божественная и любовь демоническая, жизнь между раем и адом, летящая как поезд и неподъемная, как огромный чемодан.

Зрительский успех у «Любовного наваждения» получился стабильным, на него  многие приходят парами, приезжают из соседних городов. В Гостевой книге театра прочитала слова признания, удивления, восторга. Один зритель пишет: «Был на спектакле третий раз и нисколько не жалею, пойду еще. Отдельные сцены так и остаются загадкой для зрителей: «Разгадала не все сюжеты, хочу посмотреть еще. «Любовное наваждение» — спектакль модный, он расширил зрительскую аудиторию, брянские театралы обнаружили, что не обязательно ехать в Москву или Питер, чтобы увидеть что-то стоящее, оказывается, у нас тоже могут.

Еще одна премьера — спектакль «Не в свои сани…» по драме А. Н. Островского тоже привлекает поиском новых форм. Хотя ей, на мой взгляд, также недостает цельности и слаженного актерского ансамбля. Зрители со стажем помнят последнюю удачную постановку Островского на брянской сцене — драму «Не было ни гроша, да вдруг алтын», поставленную традиционно с бережным прочтением, подробным оформлением и замечательной игрой В.Мацапуры, В.Гавриловой, И. Хотяновской. «Алтын» даже в Малый театр на фестиваль Островского возили и в Питер на гастроли. Нынешний Островский — другой в постановке Евгения Кочеткова, ученика И. Райхельгауза, режиссера столичной «Школы современной пьесы».

Когда-то , до перестройки и нынешнего  решительного поворота к товаро-денежному укладу гениальное наследие Островского было для нас хоть и дорогим, но все же музейным экспонатом. Сегодня все более актуальны сюжеты Островского. Был наше вчера, а стал наше сегодня и завтра.Спектакль лишен театральных штампов, сделан всовременных костюмах и непривычном кастинге. Благородный отец Максим Федотович Русаков в исполнении Михаила Кривоносова не такой уж самодур и деспот. Натура скорее тонкая и ранимая. Его дочь Дуняшу Ирина Ходус играет без мелодраматичных жалостливых клише обманутой провинциалки. Ее девица, хоть и несколько наивная, но вполне современная особа. А молодящаяся тетушка в исполнении Юлии Филипповой не оборотистая « наперстница разврата», а дама с претензиями. И заезжий молодец Вихорев у Дмитрия Ненахова не столько расчетливый соблазнитель, сколько незадачливая жертва «золотого тельца»: «При деньгах я совсем другой человек».

Вот он и сам идол на сцене — золотой телец в натуральную величину. Его можно даже покормить. Тут же стог сена на сцене как место и символ греховных утех. И атрибут красивой жизни — барочный светильник над сценой. При такой декорации — минимум мебели и реквизита. Красные повязки на запястьях у влюбленных и таких же красных оттенков детали костюмов других персонажей — тоже знаки любви. Спектакль во многом — про любовь и, конечно же, про вечные проблемы отцов и детей. Про любовь родительскую и дочернюю и про ту, которая «нечаянно нагрянет». И под занавес — про любовь-жалость, которая может все простить. В этом призваны убедить исполнители роли верного жениха Ивана Бородкина Алексей Дегтярев и Илья Беззуб.

Финал драмы остается открытым. Пока все мы в этом мире — заложники «тельца» и заправляют в нем кредиторы и вполне узнаваемые, напористые «коллекторы». Режиссер ввел их в свое действо и одному даже дал возможность высказаться: что такое деньги? Не больше, не меньше, чем способ жить порядочно. Они — двигатель прогресса и не должны лежать мертвым грузом.

 Думаю, «Сани» интересны, в первую очередь, молодежи, которая на этом спектакле открывает для себя нескучную и вполне современную классику. И все же у привередливых зрителей возникают вопросы. Нельзя ли было решить оформление в едином стиле и добиваться более внятного решения спектакля и слаженного ансамбля? Или эклектика, недоговоренность изначально заложены в основу «Саней»? Музыка сама по себе хороша.Но причем тут ария Ксеркса из одноименной героической оперы Генделя, пусть даже и хитовая? Разве что признание царя « никогда зелень платана не была так свежа и прекрасна» можно отнести к вечнозеленой и живительной драматургии классика?

Татьяна Ривкинд,

член жюри премии СТД «Успех» и фестиваля «Славянские театральные встречи»

***

Сцена из спектакля в «В не свои сани..»

 

 246 Опубликовано: 08.02.2018 | Рубрики: Прямая речь | Метки: ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

… И мы пошли за пивом

Опубликовано 02.07.2017

Как-то мне предложили: Стёпа, мы решили готовим материал под рабочим названием «Легенды брянского общепита 90-х». А ты ж много бухал, поделись с нами.

Хочу быть уткой

Опубликовано 01.09.2016

Для тех, кого все еще не отпускают в отпуск.

Живи!

Опубликовано 29.10.2015

Непонятно как это получается, но самые важные истины дети порой формулируют лучше взрослых.

Не возгордись

Опубликовано 02.04.2017

Памяти поэта Евгения Евтушенко (18 июля 1933 −1 апреля 2017 гг).

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску