О двух премьерах в главном брянском театре

ГлавнаяПрямая речьО двух премьерах в главном брянском театре

Давненько, друзья, мы ничего не рассказывали о брянском театре. И вот исправляем это упущение с помощью самого известного брянского театрального критика

Февраль в театральном мире — выход на финишную прямую перед Международным днем театра. Когда подводят предварительные итоги и продолжают работать над последними премьерами сезона. Знаковым событием может стать в конце марта премьера спектакля «Кириллин день» — сцены из трагедии «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, чье имя носит театр.  А пока есть что сказать и о двух недавних работах театра.

Открытие сезона было необычным. Это «новое слово» для нашего театра обошлось без слов. Только язык пластики, танца и музыки: от классики до джаза и бардовской песни. Режиссер-постановщик феерического спектакля «Любовное наваждение» — Владимир Беляйкин ( Москва), он же — хореограф и художник, автор либретто и музыки. Ученик, между прочим, самого Анатолия Васильева. Лет 12 назад Владимир Беляйкин уже был в Брянске на «Славянских театральных встречах» с похожей пластической фантазией «Мужчина и женщина» в исполнении театра-студии из Владимира.  И вот новый спектакль

Пожалуй, он мог быть более выстроенным и цельным. Это, пожалуй, главная к нему претензия. В нем — много иронии и гротеска, действо завораживает калейдоскопом самых полярных историй между мужчиной и женщиной: от легкого флирта до яростной схватки, от фривольного анекдота до смертельной драмы.  Получилась любовь как болезнь и как исцеление. Любовь роковАя и рОковая.

Минимум сценографии, стильные костюмы, выверенные мизансцены и стремительный темп. В финале как будто «на бис» — всеобщий степ-драйв. После полугода изматывающих репетиций, похожих на  спортивные тренировки, этот танцевальный эпилог демонстрирует прекрасную форму и молодых актеров, и тех, кто старше. Михаил Лаврушин и Марина Финогенова, Дмитрий Ненахов и Андрей Савченков, Юлия Филиппова и Ксения Ланская, Елена Дигина и Кристина Корзникова. На хорошем  уровне работают абсолютно все 16 актеров, занятых в спектакле. У каждого по нескольку ролей самого широкого диапазона. От фарса и клоунады до трогательной лирики и тонкой поэзии. Особенно пронзительная исповедь-пантомима на грани жизни и смерти у героя Алексея Дегтярева. Любовь божественная и любовь демоническая, жизнь между раем и адом, летящая как поезд и неподъемная, как огромный чемодан.

Зрительский успех у «Любовного наваждения» получился стабильным, на него  многие приходят парами, приезжают из соседних городов. В Гостевой книге театра прочитала слова признания, удивления, восторга. Один зритель пишет: «Был на спектакле третий раз и нисколько не жалею, пойду еще. Отдельные сцены так и остаются загадкой для зрителей: «Разгадала не все сюжеты, хочу посмотреть еще. «Любовное наваждение» — спектакль модный, он расширил зрительскую аудиторию, брянские театралы обнаружили, что не обязательно ехать в Москву или Питер, чтобы увидеть что-то стоящее, оказывается, у нас тоже могут.

Еще одна премьера — спектакль «Не в свои сани…» по драме А. Н. Островского тоже привлекает поиском новых форм. Хотя ей, на мой взгляд, также недостает цельности и слаженного актерского ансамбля. Зрители со стажем помнят последнюю удачную постановку Островского на брянской сцене — драму «Не было ни гроша, да вдруг алтын», поставленную традиционно с бережным прочтением, подробным оформлением и замечательной игрой В.Мацапуры, В.Гавриловой, И. Хотяновской. «Алтын» даже в Малый театр на фестиваль Островского возили и в Питер на гастроли. Нынешний Островский — другой в постановке Евгения Кочеткова, ученика И. Райхельгауза, режиссера столичной «Школы современной пьесы».

Когда-то , до перестройки и нынешнего  решительного поворота к товаро-денежному укладу гениальное наследие Островского было для нас хоть и дорогим, но все же музейным экспонатом. Сегодня все более актуальны сюжеты Островского. Был наше вчера, а стал наше сегодня и завтра.Спектакль лишен театральных штампов, сделан всовременных костюмах и непривычном кастинге. Благородный отец Максим Федотович Русаков в исполнении Михаила Кривоносова не такой уж самодур и деспот. Натура скорее тонкая и ранимая. Его дочь Дуняшу Ирина Ходус играет без мелодраматичных жалостливых клише обманутой провинциалки. Ее девица, хоть и несколько наивная, но вполне современная особа. А молодящаяся тетушка в исполнении Юлии Филипповой не оборотистая « наперстница разврата», а дама с претензиями. И заезжий молодец Вихорев у Дмитрия Ненахова не столько расчетливый соблазнитель, сколько незадачливая жертва «золотого тельца»: «При деньгах я совсем другой человек».

Вот он и сам идол на сцене — золотой телец в натуральную величину. Его можно даже покормить. Тут же стог сена на сцене как место и символ греховных утех. И атрибут красивой жизни — барочный светильник над сценой. При такой декорации — минимум мебели и реквизита. Красные повязки на запястьях у влюбленных и таких же красных оттенков детали костюмов других персонажей — тоже знаки любви. Спектакль во многом — про любовь и, конечно же, про вечные проблемы отцов и детей. Про любовь родительскую и дочернюю и про ту, которая «нечаянно нагрянет». И под занавес — про любовь-жалость, которая может все простить. В этом призваны убедить исполнители роли верного жениха Ивана Бородкина Алексей Дегтярев и Илья Беззуб.

Финал драмы остается открытым. Пока все мы в этом мире — заложники «тельца» и заправляют в нем кредиторы и вполне узнаваемые, напористые «коллекторы». Режиссер ввел их в свое действо и одному даже дал возможность высказаться: что такое деньги? Не больше, не меньше, чем способ жить порядочно. Они — двигатель прогресса и не должны лежать мертвым грузом.

 Думаю, «Сани» интересны, в первую очередь, молодежи, которая на этом спектакле открывает для себя нескучную и вполне современную классику. И все же у привередливых зрителей возникают вопросы. Нельзя ли было решить оформление в едином стиле и добиваться более внятного решения спектакля и слаженного ансамбля? Или эклектика, недоговоренность изначально заложены в основу «Саней»? Музыка сама по себе хороша.Но причем тут ария Ксеркса из одноименной героической оперы Генделя, пусть даже и хитовая? Разве что признание царя « никогда зелень платана не была так свежа и прекрасна» можно отнести к вечнозеленой и живительной драматургии классика?

Татьяна Ривкинд,

член жюри премии СТД «Успех» и фестиваля «Славянские театральные встречи»

***

Сцена из спектакля в «В не свои сани..»

 

 184 Опубликовано: 08.02.2018 | Рубрики: Прямая речь | Метки: ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Герой не нашего времени

Опубликовано 16.06.2017

В Москве на 89-м году жизни умер народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1989) Алексей Баталов.

История «Божьей коровки». Ч.3

Опубликовано 26.07.2017

Продолжение воспоминаний брянского старожила Наума Непомнящего.

Родная кровь

Опубликовано 20.05.2017

Катька решила в третий раз отправиться на покорение Москвы. Сообщила по телефону матери, и та стала плакать прямо в трубку.

Кассир Мария Сквознякова о годах оккупации в Клинцах

Опубликовано 13.06.2016

Можно бы сказать, что в записанных нашим корреспондентом воспоминаниях уроженки Клинцов Марии Андреевны Сквозняковой (Легенько) нет ничего особо примечательного. Если бы не одна деталь.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску