Брянский житель 81-летний Альберт Карташов выпустил очередную , восьмую по счету книжечку – теперь о 4-й мужской школе Брянска, где учился в середине 50-х годов.
Право, восхищают меня такие люди. Сколько вокруг иных, других, которые только работать перестали, тут и тоска от неприкаянности, отсутствия смыслов чем- то значимым жить. А если такие смыслы и находятся, то нередко узкие, скучные, мелкие. А вот Альберт Михайлович Карташов на пенсии нашел себе замечательное, обогащающее сердце и душу занятие.
Освоил компьютер , научился верстке, — это в его то серьезные годы!,- и на годы предпринял увлекательное путешествие в прошлое, а теперь одну за другой выпускает свои книжечки. Какую — в несколько штучках, какую – уже с десяток ( все зависит от средств), а последнюю — про Четвертую мужскую среднюю школу Брянска- уже в 40 экземплярах. Отдаст в архив, близким , друзьям пристроит, и сохранен малый кусочек брянского прошлого.
Документальные, со множеством фотографий книжечки Карташова – о близких ему брянских людях, с кем учился, работал, с кем на целину когда — то ездил. Эти обычные частные истории в многих семьях проговариваются и вскоре забываются, а здесь обретают силу документа. К примеру, чтобы написать книжечку про свою четвертую школу , Карташову пришлось немало времени провести в брянских архивах, просмотреть кипу старых газет в областной библиотеке, расспросить своих знакомых и записать их рассказы.
Ну, многие ли сегодня помнят, что после войны в школах велось раздельное обучение — для девочек и для мальчиков? Сегодня не дай Бог скажи ребенку школьную: «Доску протри», и тебя могут обвинить в эксплуатации детского труда. А когда — то, особенно сразу после войны даже у городских школ было по несколько гектаров земли, где школьники выращивали картошку и овощи, чтобы было что потом поесть . Несколько послевоенных лет вместо школьных завтраков каждый школьник получал в день по кусочку хлеба ( 50 граммов) и десять граммов сахара. А еще после уроков учителя со старшеклассниками отправлялись в лес, чтобы на выделенных делянках заготовить дрова для школы. И т.д. и т.п.
Наверно, потому и не удивляет теперь, какими взрослыми выглядят тогдашние школьники на фотографиях в книжке Карташова. Тогда жизнь заставляла рано взрослеть. А еще в этой книжечке впечатляют любовно собранные, с массой чудесных деталей очерки о школьных учителях – людях ярких, сильных, влюбленных в свое дело. Замечательны новеллы о школьном спорте, городской легкоатлетической эстафете, истории о поездке выпускников школы на целину и прочее.
Есть, что помнить, есть чем гордиться, было что любить, — каждой своей новой книжечкой Карташов указанные нехитрые открытия подтверждает вновь и вновь.
Юрий Фаев
Мы нашли статью из журнала «Огонек» из времени бурных девяностых: брянский мясокомбинат, пьянство, стачком, воровская трясина. …
Наткнулся на примечательную цитату о том, что у нас все повторяется …
Не в том проблема, что Хиллари — явно глубоко больной человек. Это теперь ясно всем, кажется. …
Как-то мне предложили: Стёпа, мы решили готовим материал под рабочим названием «Легенды брянского общепита 90-х». А ты ж много бухал, поделись с нами. …