Мост Брянский , но не в Брянске

ГлавнаяПрямая речьМост Брянский , но не в Брянске

Он находится за 2000 км от нашего города. В Челябинской области. В городке Усть-Катав с населением чуть более 20 тысяч человек.

Если в 1939 году в этом городке проживало 13 тысяч человек, то во время войны население увеличилось в два раза. И почти таким же осталось и до сегодняшних дней. Такой «демографический взрыв» в небольшом челябинском городке произошёл за счёт эвакуированных рабочих Брянского  завода № 13 (он же «Дормаш», он же «Брянский арсенал»). Брянский мост является самой главной архитектурной достопримечательностью Усть-Катава. Вот что пишет об этом в своём очерке научный сотрудник местного историко-краеведческого музея А.Соколов:

«Брянский мост через реку Юрюзань соединяет центральную часть города Усть-Катава с железнодорожным и автобусным вокзалом, с поселком Шубино. Расположен примерно в 1 км от Французского моста вверх по течению реки Юрюзань. Раньше, лет шестьдесят-семьдесят назад, в районе будущего Брянского моста находился неширокий пешеходный деревянный мост без перил. По нему жители посёлка Шубино переходили в рабочий посёлок Усть-Катав и наоборот.
В августе 1941 года в Усть-Катав стали прибывать эшелоны с оборудованием, материалами Брянского завода имени С.М. Кирова № 13. Эвакуированы в Усть-Катав были и брянские рабочие с семьями. Их расселяли по разным местам. На правом берегу реки Юрюзань в районе нынешнего городского рынка, где тогда находился спортивный стадион, в срочном порядке были построены двухэтажные дома-времянки. Здесь образовался тогда микрорайон «Стадион». Иных рабочих расселили в Шубино. Через реку Юрюзань необходим был более надёжный мост. И, несмотря на трудности военного времени, строительство моста было начато.
Об этом в «Приказе по заводу им. С.М. Кирова» (за № 135 от 31 мая 1943 года) директора завода А.В. Куранова говорится: «Коллектив строителей моста через Юрюзань благодаря чёткой организации и слаженной работе бригад, добился окончания строительства досрочно». Окончательно мост был закончен летом 1944 года.
По-разному объясняют название «Брянский мост». Есть мнение, что так он назван, потому что был спроектирован на эвакуированном в Усть-Катав Брянском заводе брянскими специалистами. Бытует и другое мнение: мост назван так из-за того, что он строился эвакуированными в Усть-Катав брянскими рабочими».

Этот мост –металлический, цепной, распорно-подвесной системы – использовался для движения автогужевого транспорта, а также пешеходов по боковым пешеходным тротуарам. Мост имеет специальный шарнирный узел. Вся нагрузка приходится на висячие цепи гибкого сооружения. закреплялись настилы и ограждения прохожей и проезжей частей Брянского моста (сейчас проезжей части на мосту нет).
Во время весеннего наводнения 1946 г. чуть ниже Брянского моста образовался мощный затор льда. Руководство вагоностроительного завода организовало взрывные работы на ледяных заторах. Вызывали даже самолет из Челябинска бомбить затор. Но лед стоял до тех пор, пока бригадой подрывников во главе с заместителем начальника кузнечного цеха Е.Е. Ананьиным не была, наконец, обнаружена основа затора (там, где зацепилась первая льдина, а за ней и остальные) и пока в том месте не произвели подрыв заряда тола. Лишь тогда лед тронулся. Под напором двинувшегося льда Брянский мост буквально выгнулся, а его заклепки начали трещать. Лед двинулся валом под мост. Через пять минут затора уже не было.
В дни другого большого паводка, в июне 1964 г., уровень воды достигал половины высоты балки жесткости Брянского моста, которая получила повреждения отдельных элементов. В результате этого наводнения мост несколько деформировался: искривился ряд его подвесок, получил отклонения от вертикали правобережный пилон.
Ремонты моста производились, в частности, в 1976, 1977, 1980, 1981, 1996 гг. 13 октября 1977 года Брянский мост окончательно закрылся для автомобильного движения, стал только пешеходным. Но и сегодня он вон какой красавец!

Подробнее — здесь 

 342 Опубликовано: 09.11.2017 | Рубрики: Прямая речь | Метки: ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Жители третьего заводского барака. Часть 2

Опубликовано 15.01.2017

Когда на крыльце Богатыря Никитушки, самом многолюдном и вместительном третьего заводского барака, разгорался очередной скандал, из комнаты вылезал заспанный Коля-дурачок.

Ностальгия по СССР

Опубликовано 22.06.2016

На одном из форумов в Сети мы нашли чудные стихи и спешим, друзья, с вами поделиться.

Отчего на съемной квартире жить комфортнее и дешевле

Опубликовано 30.07.2016

Когда приезжаешь в Брянск, то первый вопрос уже давно не про то, правда ли, что француженки страшные, а устриц едят живыми.

Любая версия — политическая

Опубликовано 26.12.2016

Георгий Бовт о причинах и последствиях крушения Ту-154.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску