Сыграй-ка ,Ваня, на гармони!

ГлавнаяПрямая речьСыграй-ка ,Ваня, на гармони!

Воспоминания: Что ели, как гуляли, работали и праздновали  советские крестьяне на брянской окраине

Большинство крестьян в предвоенные и, тем более, первые  послевоенные годы жило несытно . Постных дней в году, было больше, чем праздничных. Илья Афанасьевич Савин из деревни Малое Кричино прожил более 90 лет и умер в начале 1980 годов. До войны он работал завхозом в колхозе, должность не из последних на селе. Савин получил в один год  на трудодни 50 рублей, проса много продал. И сделал заказ на гармонь для старшего сына Ивана. Денег не хватило, пришлось ещё проса продать.  Села семья Савиных за стол: поели дружно щи «холостые». Семья большая – сидят, ждут каши. Илья Афанасьевич нашел выход из положения: «Сыграй-ка, Ваня на гармони, что-нибудь нам на второе!»…

Объяснение ,почему Савин пошёл на такие затраты при столь небогатом положении семьи, можно найти у знатока крестьянского быта писателя Василия Белова: «Гармонь в крестьянской семье передавалась по наследству, её берегли как зеницу ока. По ценности она приравнивалась к ружью, хорошей корове, новой бане, карманным часам или мужскому костюме-тройке. Гармонист, имевший свою гармонь, был первым гостем на свадьбах и праздниках, его угощали как близкого родственника. ».
С наступлением весны на «подножный корм» выгонялась домашняя скотина: коровы, лошади, овцы, козы, гуси, утки, куры. Детвора пускалась в поисках чего-нибудь «вкусненького». С таянием снега вылезал хвощ (толкачик), относящийся к ядовитым растениям. У коров, от большого количества съеденного хвоща, наступал паралич ног. А детвора съедала, бывало, и по 1 кг толкачика в день! В пищу шли: желтый первоцвет (баранчики), щавель, чеснок, липовый лист – всего и не перечислишь. Высушенный липовый лист, воробьятник, толчёные и высушенные зерна конопли добавляли в хлеб. За орехами и ягодами ходили километров за шесть в Промклевский лес.
Изобилия не было и на свадебном столе. Ставился длинный стол с мисками кислого молока, в расчете на шесть человек каждая. Кислого молока (простокваши) на свадьбу заготавливали заранее ведер пять. Свадьбу гуляли только свои. Если девка до свадьбы «опозорилась», то это был позор и на семью и на село. Свадьбе предшествовало просватание, где сваты «покупают», а представители невесты «продают» её.
До войны Ульяна Минакова  (1920-2008), выходила замуж в Домаху за Ивана  Козина, сына, погибшего во время Глодневского мятежа Козина Сергея. Во время просватания племянника Колю поставили на лавку и он «наторговал» 6 рублей, немалую по тому времени сумму. На свадьбе пели, пили, но пьяных не было. В 30-40-е годы водку так не пили, как десятилетия спустя. В М-Кричино до войны самогон не гнали.
На свадьбу привозили самогон из Захарово (деревня в трех км от ж/д станции Комаричи), обычно три четверти (четверть –  это 3 литра) желто-мутного цвета. На свадьбе пели застольные песни, заказывали «барыню», «страдания», становились друг за другом в хоровод («коровод»), пританцовывая в такт гармошке, пели по-очереди частушки.  Веселье на свадьбах, гулянках до войны и после неё, вплоть до начала 70-х годов, было не от спиртного, а от того, что молодёжь ходила по селу с гармонью и балалайкой.
Даже на выборы с любой деревни шли с гармонью, песнями, танцами.Петь частушки при Сталине было небезопасно. В 1939-1940 годах строился большак Дмитровск – Упорой. Строительство дороги не оплачивалось. В качестве трудовой повинности привлекались по десять жителей каждой прилегающей к большаку, как когда-то при царе. Из деревни приходили со своими лошадями и быками, повозками, харчем жили в палатках и возили землю для насыпи.

До войны колхозный овёс косили косой с грабельками в рядок, чтобы овёс там дозревал. Женщины жали серпами. За неимением большего с собой на жниво каждый брал бутылку молока, два яйца, огурец и хлеб – и это на весь трудовой день. Председатель сельсовета Дубцов Иван Васильевич («Ероплан») сагитировал Андрея  Василькова поддержать почин шахтёра Алексея Стаханова и ударным трудом прославить и себя и родной колхоз. Андрей  принялся косить овёс с 4 часов утра и к вечеру накосился так, что упал отдохнуть на травку, а встать – сил не осталось. Обеспокоенные отсутствием главы семьи жена и дети пошли к бригадиру колхоза Сафонову. Тот поехал за стахановцем и нашёл его лежащим недвижимым в траве. Он помог встать Андрею  и привёз его домой на телеге. Вскоре районная газета «На колхозной стройке» известила о появлении в районе ещё одного стахановца – Василькова Андрея , который за световой день скосил 75 соток овса. О том, в каком состоянии доставили домой выбившегося из сил ударника труда, газета тактично умолчала.

Как бы тяжело ни было, — где молодёжь, там песня, частушка, танцы.
Мне рассказывали, что одна дивчина и спела частушку:

«Матушка, родимая, —
работа лошадиная! 
Только нет хомута, 
да ремённого кнута!»
Время было суровое с расхожей поговоркой: «Не болтай лишнего!» Девчонку «упекли» в лагерь.
Ещё до войны сложили частушку о «вожде народов», но вслух её не пели: « Спасибо Сталину-грузину, что всех обул он нас в резину!» Барабанова Мария,или по-уличному «Барабаниха» училась в десятом классе Угревищской средней школы Комаричского района. От «нечего делать» на уроке истории в учебнике подрисовала «для красоты» Сталину такую же «козлиную» бороду, какая была у Председателя Президиума Верховного Совета Калинина Михаила Ивановича. Соседка по парте подняла руку и доложила о порче школьного учебника учителю. Тот побоялся дело «замять» и, для собственной безопасности, доложил по инстанции директору школы. Тот тоже по той же причине «просигнализировал» наверх – «куда следует». Дело «завертелось» и приняло политический оборот: юную девушку осудили на 10 лет по статье 58 УК РСФСР п. 11 – за «контрреволюционную агитацию и пропаганду». После отсидки Мария вернулась в родное село. Умерла в 90 годах годах…
Клуба в Малом Кричино до войны не было. Кино показывали в здании начальной школы. Для детей просмотр был бесплатный. С взрослых брали «копейки» за киносеанс. Киномеханик вручную крутил аппарат, поставленный на скамью. По ходу фильма рассказывал о «Выборгской стороне», которую ставили 4-5 раз в месяц.
В школе пионерской организации, как и партийной в селе, не было. На всю школу был один учитель Бабошин Андрей Иванович, родом из Талдыкино. Он вёл 1 и 3 класс один год и, 2 и 4 класс следующий год. Кто оставался на повторное обучение, тот ожидал этого «счастья» целый год. Учебников и тетрадей в школе бесплатно не давали.
Второй учитель Колпнянский Павел Георгиевич, родом из села Волконское, сын священника, появился в м-кричинской школе в 1939 году. При школе работал «ликбез». Вечерами по 2-3 часа обучали безграмотных чтению, письму, счёту. Мать Николая Василькова Прасковья Яковлевна, обучалась в ликбезе в 1936-37 году. Как и все женщины и мужчины М-Кричино, кто хотели, она научилась читать и писать.

Владимир Прохоров,

 учитель из села Домахи

А вот как выглядел колхозный праздник в свете официальной пропаганды ( картина художника Аркадия Пластова)

 

 248 Опубликовано: 08.10.2017 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Свобода нас встретит радостно у входа

Опубликовано 13.11.2015

Двадцать пять лет назад вышел первый номер «Брянского времени» — первой независимой брянской газеты. Публикуем об этом главу из воспоминаний главного редактора газеты Игоря Шермана, взятую из архива безвременно почившего сайта «Город Б».

Почему выражение «Брянский лес» стало нарицательным

Опубликовано 21.01.2017

Монолог брянского профессора, доктора сельскохозяйственных наук, академика РАЕН Фёдора Васильевича Кишенкова (БГИТУ).

Наши души нараспашку, без одежд

Опубликовано 02.05.2017

Представляем, как нам кажется, прекрасные стихи брянского поэта Клавдии Асеевой.

Зачем Белодубровский все время возвращается в Брянск

Опубликовано 10.08.2016

В детстве, у будущего музыканта за домиком на улице Урицкого, на огороде росла тыква, сидя на которой тот обдумывал неудачи, обиды и дальнейшие планы жизни.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску