Традиции и привычки крестьян на брянской окраине

ГлавнаяПрямая речьТрадиции и привычки крестьян на брянской окраине

О хлебе, печках, лаптях, зипунах и народном лечении в тридцатые годы прошлого века

«Ешь, лучше плавать будешь!»
Хлеб, как в большинстве комарицких семей пекли на неделю. Если выпеченному хлебу было больше 10 дней, он начинал плесневеть. Но нужда заставляла есть и такой. Тем более что взрослые убедительно приговаривали: «Ешь, лучше плавать будешь!».
Перед выпечкой печь хорошо протапливали, выгребали золу, помелом (палка со старой тряпкой на конце) обметали свод и выметали под печи. Затем «садили» хлеб на капустные листы или отруби, посыпанные на под. Если печь была большая, то выпекали ковриги фунта на 4-5 (фунт – 400г).
Кто работал в Лопандино на сахарном заводе, получал по карточкам «полубелый» (иногда его называли «серым») хлеб, выпекаемый на заводской пекарне. Иван Иванович Митин  из села Домахи работал  на заводе штукатуром (красил, белил). Ребятня встречала его на краю деревни, и он отламывал им хлеб. Дома счастливчики хвастались своим родителям: «Нас, Иван Иваныч, полубелым угостил!».
Не все хозяйки могли вкусно выпечь хлеб. Надо было соблюсти некоторые «тонкости». Прасковья Яковлевна Василькова, к примеру, после посадки хлеба на выпечку, по краю заслонки размещала зажженные лучины. От этого верхняя часть ковриги получалась зажаристой и вкусной.
Не каждому выпадало счастье, есть даже невкусный хлеб. За старшим братом Николая Василькова -Михаилом (1926-2000), замужем была Прасковья Савина (1929-2000). Она и трое её братьев росли сиротами. Колхоз давал им на месяц по 8кг муки каждому. Печь некому было. Сироты на воде муку мешали, и мучные комочки жарили на сковороде без масла. В течение 10 дней «сиротский паек» поедался. Остальные 20 дней питались, как придется и чем придется.
Впрочем, питание впроголодь не помешало одному сироте стать бухгалтером, второму окончить ремесленное училище. Третий, самый старший, Афанасий служил в Брестской крепости. На него первого в 1941г. в М-Кричино пришла «умершая» («похоронка»).
О печи, лаптях и зипунах  
Под, свод печи и трубу делали из обожженного кирпича, а саму печь из кирпича-сырца. Это объяснялось тем, что теплоёмкость кирпича-сырца выше, чем обожженного. До войны сырец-кирпич каждый делал себе сам. Мешали глину с водой, топтали ногами, затем помещали в формы из четырех сбитых сосновых дощечек. Слегка присохший кирпич освобождали от формы и досушивали, ворочая в тени. Раз в месяц, по графику, на подводах ездили по дрова: собирали сучья, сухостой. Из-за нехватки дров топились бурьяном, ворованной соломой. В хате было «не жарко» — ординарные оконные рамы намерзали толстым слоем льда.
Зимой старики и внуки на ночь забирались на печь. Кто-то размещался на полатях, которые делались так; 70см от потолка прибивались брус и на них настилались доски. На полатях обычно спали дети. Ниже полатей находился «телятник», с настланными досками, тоже для спанья. Зимой во время отела коровы под ним размещался теленок. Перед отелом и после него нередко и корову заводили в хату. Спали также на лавках у стены, подстелив соломенные матрасы. А у кого были деревянные кровати – на них.
Вечером каждый помещал свои лапти в печку для просушки, а онучи на печь. Случалось, что поутру в темноте какой-нибудь лапоть оставался в печи и мог сгореть, если вовремя не замечали.  Николай Васильков рассказывал, что в лапти научился обуваться лет в шесть.

Лапти плели на специальных деревянных колодках из липовой, реже из дубовой коры. Лапти тогда умели плести и расписные, с каемочкой. Или, по другому, как их называли: «писанные», «писанки». На три дня дольше лаптей носились чуни. На прялках из выделанной конопли, пеньки, пряли толстые нитки, из них вили пеньковые верёвочки, а затем на деревянных колодках плели чуни. Срок носки  пары лаптей и чуней, в лучшем случае, 7-10 дней.
На зиму, при достаточных запасах овечьей шерсти, заказывали валять валенки в село Радогощь Комаричского района (12км на северо-запад от М-Кричино).
Полушубки из овчины для мужчин, шушуны (зипуны) — верхнюю женскую одежду без ворота, с узорами на обшлагах, шили бродячие портные из Калужской области.

О деде Лаврене — народном лекаре
Непременными «спутниками» жизни в хатах были тараканы (прусаки или брусаки), блохи, вши, клопы. Блохи «допекали» летом. Они подпрыгивали при обнаружении и, нужна была ловкость и быстрота, чтобы их словить. Для отпугивания блох подстилали на постель полынь. Зимой обитателей хат донимали клопы. В некоторых семьях был полный набор паразитов. «Вши же были у всех».
К вшам относились «по-философски». «Старые люди говорили, что у кого нет вшей, тот долго не проживет. Вошь «дурную» кровь отсасывает, как пиявка. Если по рубашке ползёт вошь – это позор! А по голове ползёт – в порядке вещей. Ведь вошь заводится от думок! У неумных людей вшей не бывает».
«Вшами лечили от желтухи. У деда Лаврена (Лаврина) Голякова было 11 детей. В 1933 году в голод все они разъехались из М-Кричино кто куда. А до этого, кто заболевал желтухой, шли к Лаврену за вшами. «Тебе какую: серую или черную?» — спрашивал он. В зависимости от ответа «клиента», подзывал того или иного сына и снабжал просителя «лекарством». Отвар на вшах давали пить больным желтухой».
По словам Василькова «вши у детей Лаврена были особые, породистые».
Со вшами боролись подручными и доступными по тому времени средствами: щелоком и керосином. Мыло «хозяйственное» было редкостью даже для членов потребительского кооператива. Мылом, если оно было, стирали что-нибудь «нежное». Например, платки.
Мылись в липовых или осиновых ночвах (корытах). Их долбили из толстого дерева. По очереди мыли щёлоком головы в ночвах. Потом смачивали волосы керосином или втирали его кончиками пальцев в голову. Для облегчения борьбы со вшами некоторые стриглись налысо: «под Котовского» (герой гражданской войны популярный по одноименному фильму).
В праздники, когда не пряли и не работали, нередко говорили: «Пойду к куме, поищусь!». «К тебе буду ходить – ты хорошо ищешься» (в смысле: ищешь вшей и гнид).
Как только прошла первая гроза, ребятня начинала купаться в соседнем ручье Язва. Купались по сентябрь, пока не закашляют. Купались голышом. Девчата и женщины — отдельно на отдалённых от села песчаных отмелях речки Расторог. О нижнем белье понятия не имели до начала 50-х г.г., если не считать посконных мужских подштанников.
По ручью были сделаны четыре плотинки, благодаря которым образовались запруды. Зимой, сюда на проруби, гусеводы гоняли гусей. Ради развлечения они стравливали гусаков драться. Кормили гусей вареной, толчёной картошкой, мешая её с конопляной мякиной.
В жукле (жлукта, по-украински), большой деревянной кадушке вёдер на 15, устраивали стирку белья и одежды. Днище жуклы было с «дырками» (отверстиями) мм по 25. На низ жуклы помещали ситцевые рубахи. Сверху, из более грубого материала, посконные рубахи и порты. Проливали горячим щелоком до тех пор, пока из «дырок» днища жуклы не пойдет вода.
После этого замоченную одежду прикрывали деревянной крышкой, доливали щелоком и бросали в жуклу раскалённые камни или раскалённую «железку». Сверху «стиральную» бочку прикрывали деревянной крышкой для упаривания содержимого и выведения вшей и гнид из одежды.

О строительстве хаты и пище

В 1939г. отец Николая Василькова  Григорий Яковлевич, решил строиться. Вместе со свояками и шуринами поехали в лес для выпилки и вывоза брёвен. По пути завернули в домаховский магазин «Винополь». Купили там для магарыча работников 12 шкаликов водки (шкалик – 200г). Половину выпили в лесу, другую – по приезду из него.
Хату ставили на сваи. Вместо фундамента – завалинки из земли. Пол земляной. В  М-Кричино только  в четырех хатах  были деревянные полы. Крышу хатки крыли под солому. Укладывали на стропила снопы, скрепляли их и проливали глиняным раствором. Чтобы глина схватывала солому как можно глубже, били по снопам деревянной «правилкой» с железным крюком на конце. При такой технологии крыша не протекала и хорошо сохраняла тепло на чердаке.
Вход в хату был через сенцы. Справа от них пристраивалась светлица, где не было печки и «грубки». В хате, слева при входе, находилась печь. Справа, от входа, — лавка-конник. В конце лавки — «святой угол» с иконами («образами»).
Хозяин сидел под образами. По другую сторону стола стояла скамья метра  четыре длиной. Была и маленькая передвижная скамейка. Когда садились за стол обедать, то взрослым ставилась общая глиняная миска. Для маленьких детей – отдельные миски.
Глиняные миски делали в соседнем Сосковском (с. Алчухи) и Шаблыкинском районах. Оттуда же привозили для продажи горшки. Кувшины с тех мест возили продавать до смерти последних гончарных мастеров в начале 80-х годов.
Ложки были деревянные, которые делали сами. Крашеные ложки покупали у заезжих продавцов. У каждого в семье была своя ложка с наметкою. Если имеешь привычку грызть ложку – сгрыз её, ты ею и ешь! За обеденный стол (или в ужин) сзывали всех, чтобы в печь не лазить за горшками самому. На стол подавали бабушка и мама.
На первое были щи постные, заправленные конопляным маслом. Нечасто были щи с растолченными в чугуне, мясом или салом. На второе – каша или картошка толчёная. По постным дням они «заправлялись» конопляным маслом, иной раз, молоком снятым или кислым. В праздничные дни «заправка» была с коровьим маслом. Ели также салаты из кислой капусты с конопляным маслом, тюрю на хлебе и воде. Постоянным напитком был квас с хреном или фасолью.
До войны в семье Васильковых были часы настенные с гирьками, медный самовар и фаянсовый чайник, который заваривали как травами, так и «покупным» чаем. Изредка пили чай с кусковым сахаром.

Владимир Прохоров,

 учитель из села Домахи

( продолжение следует)

 

 400 Опубликовано: 27.09.2017 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Полная анатомия чиновника

Опубликовано 30.07.2016

О том, какие вещи на столе казенного труженика становятся символом эпохи.

Стреляный

Опубликовано 28.12.2017

Святочные рассказы ныне никто  не пишет. Уж не знаю почему. Эта невыдуманная история случилась с моим старинным товарищем в Жирятинском районе в деревньке Муравьи, которой давно больше нет

Я близко к сердцу принимаю судьбу России

Опубликовано 22.10.2016

Более двух десятков лет благотворительная организация «Паритет» помогает Брянщине.

Самый честный гороскоп

Опубликовано 01.04.2017

Хотите, наконец, узнать о себе всю правду? — Да вот она! Пройдемся безжалостно по Знакам.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску