При царе всё было, а потом пропало

ГлавнаяПрямая речьПри царе всё было, а потом пропало

Выпускник Брянского педуниверситета Владимир Прохоров написал необычную книгу, составленную из рассказов жителей сел бывшей Комарицкой волости – на границе Орловской и Брянской областей.

В течение многих лет учитель Прохоров опрашивал стариков, записывал их рассказы и сохранил для памяти, истории то, что, казалось бы, неизбежно должно кануть в лету. Автор не придерживался строго литературных норм и намеренно сохранил просторечные выражения, чтобы через них передать отношение собеседников к событиям своей жизни. О прошедшем люди рассказывали откровенно: без прикрас и без приглаживания неприятной правды, что побудило Прохорова назвать эти истории – сермяжными.Предлагаем отрывки из этой книги. 
В Малое Кричино есть ручей Язва. Вытекал из урочища Язвице. Там водилось много диких кабанов, которые копали ямы, «язвы» по-народному. В урочище Язвице и вокруг была пуща – дубовая роща между селами М-Кричино, Домаха и Талдыкино. Дубовая пуща была собственностью этих сел.
Три лесника из каждого села, по решению волостного старшины и сельских старост, отпускали крестьянам дубы на хозяйственные нужды. После революции 1917 г. началась произвольная вырубка пущи. В 1929 г. в пуще работала лесопилка «частника» из деревни Любощь. Перед самой войной пущу окончательно вырубили. Доски пилили на пилораме и куда-то отправляли. Пни корчевали на дрова с 1943 по 1950 годы…
Старшиной Домаховской волости до революции был Козин Павел Романович.  В Домаховскую волость входили села: Домаха, Б-Кричино, М-Кричино, Талдыкино, Кавелино, Воронино, Упорой и другие. Старосту выбирал сход села, а старшину волости назначало уездное начальство. За 25 лет службы в армии Павлу Романовичу присвоили звание личного дворянина, то есть свой титул он не мог передать по наследству.

Церкви были в селах: Б-Кричино, М-Кричино, Упорой и Домаха. В 1918 г. священников в Б-Кричино и Домахе расстреляли. В домаховскую церковь в 1919 г., в гражданскую войну, попал снаряд. В 1943 году ее окончательно взорвали немцы при отступлении. В Б-Кричино церковь была до 1943 г. Взорвали немцы в боях за село. В М-Кричино был дьячок, который тоже тайно в начале 30-х годов служил попом. У него была большая семья – шесть сыновей. Жили они бедно и, после ареста отца в 1937 г., уехали.
Село Домаха, по преданию, основано обыкновенной бабой Домной, которую за большой рост называли Домахой. Первоначально это селение располагалось на болоте, в конце поселка Журавка, в 2 км от сегодняшнего села. Затем поселение переместилось к ручью Рябиновка. По преданию в начале ручья жила семья с фамилией Рябинины.
За домаховской мельницей был поселок Расторог – 12 домов с поселенцами из Воронино, деревни в 3км северо-западнее села Домахи, рядом с лесом при впадении речки Расторога в реку Неруссу. Поселок Журавка расположен перпендикулярно северной части Домахи. Поселок Журавка близ Домахи и поселок Никольский в 4 км от Домахи возникли еще до революции как результат роста населения и тесноты в селе…
Поселок Журавка отстроился на болоте, где водились и вили на деревьях гнезда журавли. Никольский также основали выходцы из Домахи. Поэтому престольный праздник здесь тоже «Никола»: 22 мая — «Никола» летний, 19 декабря — «Никола» зимний. Многие, даже рожденные в советское время, знали дату своего рождения приблизительно: «мать говорила, что родила за неделю до летнего Николы» или «неделю спустя после летнего Николы».
Из дореволюционных событий деревенской жизни Прасковье Яковлевне Васильковой запомнился крестный ход в М-Кричино:

«Не было дождей. Заказали большекричинскому священнику крестный ход вокруг полей в М-Кричино. Во время молебна и крестного хода дед Федосик пересекал шествию дорогу. На веревке он тащил в овраг удавленную за какие-то проказы собачку. Урядник (обеспечивающий порядок крестного хода) налетел на Федосика и стал охаживать его нагайкой. Во время молебна бабка Феклуша стала кликушествовать, что с ней случалось и при посещении церкви».

И здесь урядник не допустил безобразия: так несколько раз «огрел» Феклушу, что вылечил в момент. Бабы объясняли кликушество «придурью, блажью», которую напускает на себя женщина…
По словам Прасковьи Яковлевны:

«При царе все было: керосин, спички и всякого товара. Свергли царя – ничего не стало». До революции в Дмитровске, Комаричи, Радогощи были ярмарки. Землю до 1917 г. давали на одних мужиков, после 1917 г. – по числу едоков в семье. У деда Ник. Гр., по матери, был участок земли в 9 десятин. Из них три десятины – озимые; три — яровые под овес, гречиху, рожь; и 3 десятины – под пар. Так как без мужчин было тяжело обрабатывать землю».

Прасковье Яковлевне Васильковой революция 1917г. запомнилась тем, что много было вооруженных солдат-дезертиров с фронта. Осенью 1917г. они совершили нападение на колону подвод со спиртом из Упороя на Соломино. Убитых и раненых не было, но немало опились спиртом. Возможно, нападение произошло на «провалище», участке большака Упорой – Дмитровск, недалеко от деревни Промклево (7,5км юго-западнее с. М-Кричино). Здесь дорогу пересекал овраг, заросший кустарником, осиной, березой. Место издавна окрест пользовалась дурной славой. Промклево считалось бандитской деревней. Банда из этой деревни по ночам выходила к «провалищу» с обрезами: стреляли, грабили, убивали.

«Любощский барин Черемисин приходился зятем генералу Бонч-Бруевичу (секретарю Ленина). Сын Черемисина, морской офицер, возвратился домой. За ним приехали из Дмитровского ВЧК и арестовали. Отец Черемисин дал телеграмму об этом Бонч-Бруевичу. Вскоре Дмитровское ВЧК получило телеграмму от Ленина с требованием освободить Черемисина-младшего. Но начальник ВЧК г. Дмитровска не выполнил приказ и лично расстрелял Черемисина, за что был на год освобожден от должности».  

В 1919г. по дороге в Москву здесь проходила дроздовская дивизия деникинского генерала Антона Васильевича Туркула. В своей книге воспоминаний, изданной в Мюнхене в 1948г., он пишет о боях за станцию Комаричи, о Дмитровске, Дмитриеве-Льговском. В боях за станцию Комаричи деникинцам удалось, подорвав рельсы с двух концов железнодорожной ветки, заблокировать два бронепоезда красных. Под огнём белых из товарных вагонов стали выгружаться люди и лошади. Но в бой красные пошли не сразу. Полуголый матрос в бескозырке, с красной лентой через плечо сначала провёл короткий митинг. Потом матросы с криками «Полундра!» ринулись в бой. Сражение за станцию длилось до вечера. С помощью обходного маневра белым удалось захватить Комаричи. Согласно установке тех лет красные провели превентивный красный террор. С помощью членов домаховского комбеда, собрали 25 самых богатых и крепких хозяев и расстреляли их. Латышские красные стрелки призвали в Красную Армию 40 человек. Восемь из них не пришли сразу. Остальные дезертировали после отправки в Орел. У семей дезертиров отбирали лошадей. За неуплату продразверстки забирали корову и отрезали сотки.
В М-Кричино жил Финаков Иван по прозвищу «Лисица». В связи с засильем продотрядов в 1920 г. случилось волнение крестьян в Глодневском стане, куда входила и Домаховская волость. «Лисица» подбил мужиков из своего села на бунт. Вооружившись, кто, чем смог, они сели на подводы и поехали в Домаху в «народный дом» (сельсовет). Но на окраине Домахи, при въезде, их остановили красные конники. Пять человек, в подводах которых обнаружили винтовки, «будёновцы» расстреляли на месте, остальных повернули обратно в М-Кричино. Тоже они сделали и в Домахе: расстреляли восемь человек, остальные разбежались.
Как напоминание о трагических событиях 20-х годов,  стоят обелиски восьми милиционерам «жертвам Голодневского кулацкого мятежа» на площади рядом с районной поликлиникой Дмитровска. Село Глоднево ныне входит в Брасовский район Брянской области.
В 1921 г. в Б-Кричино вспыхнул «антисоветский» мятеж во главе с кронштадтским моряком Фарафоновым. После подавления восстания, Двадцать человек зачинщиков согнали в поповский дом в Домахе и расстреляли…

Владимир Прохоров.

учитель, с Домахи.

( продолжение следует)

***

 на фото — старая русская деревня

 

 

 783 Опубликовано: 11.09.2017 | Рубрики: Прямая речь
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

За Родину! За Сталина?

Опубликовано 17.09.2016

Коль сегодня мы вспоминаем войну, то, как и еще не вспомнить следующее: с 1947 года День Победы не праздновался.

Сын не приехал

Опубликовано 09.06.2017

Не приедет сын. И Дашку не привезет. Сергей Кузьмич это понял, когда рейсовый автобус прошел мимо остановки на трассе.

Ну что за прелесть

Опубликовано 07.10.2016

Брянский журналист и поэт Ольга Багалейша прислал нам вот такие стихи, соответствующие настоящему моменту.

О хождении по встречной и проститутской моде

Опубликовано 29.04.2017

Наш постоянный читатель сурово обличает новые обычаи нового времени.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску