История «Божьей коровки» Ч.1

ГлавнаяПрямая речьИстория «Божьей коровки» Ч.1

Про это легендарное брянское дело кто только ни писал, но Непомнящий – один из немногих, кто знает историю «изнутри».

Вторая половина 50-х. Воровство, грабежи, поножовщина, походы района на район — все было отодвинуто на задний план. Еще бы! В городе появились стиляги, сняли священные пролетарские картузы-восьмиклинки и теперь ходили даже зимой без головных уборов. Ко всему прочему вместо социально близких причесок «бокс», «полу­бокс», «полька», «чубчик» начали отпускать тарзаньи патлы и украшать их набриолиненными «коками».

Девушки надумали делать стрижки и распускать волосы. Более того, некоторые осмелились напялить на себя узкие брюки и даже показывать коленки. Эти узкие брюки и юбки шили из цветных материй. Стилягам, видите ли, подавай джаз — порождение капиталистического мира. А тут, сами понимаете, недалеко и до предательства. «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!» пели тогда с эстрады в сатирических куплетах.

На бедных стиляг ополчились стар и млад, частник и общественность, милиция и блатные. Комсомольские патрули и бригадмильцы гоняли «узкобрючников» с танцплощадок, торжественно выстригали плешины в «коках» и пороли ножницами брючины.

— Вот оно, пагубное влияние фестиваля! — собирала на улице прохожих комсомолка 20-х годов,  позже — персональная пенсионерка Шустер. — Посмотрите — это наша молодежь?! И откуда такие выродки берутся!

Московский фестиваль молодёжи и студентов 1957 года действительно взбаламутил застоявшееся болото не только в столице. Поезда с участниками фестиваля следовали через Брянск: демократов везли днем, а капиталистов — обязательно ночью. И уж, как ни старались «органы» воспрепятствовать общению, главное, наконец, было выяснено: иностранцы — такие же люди, только намного лучше одетые, более раскованные. Именно после фестиваля на улицах городов появились обнимающиеся и даже целующиеся парочки. В школах по такому случаю проводили комсомольские собрания, завершавшиеся осуждением, а то и исключением из рядов.

В первых рядах покусившихся на социалистическую нравственность называли стиляг. Страна мобилизовала все силы: появились «комсомольские прожекторы», пошли собрания, засуетились бригадмильцы. Каждый уважающий себя гражданин, включая блатных, считал своим долгом охаять или избить «узкобрючника». При этом иностранное в Союз все равно проникало: фильмы, журналы, сигареты, вина. На прилавках киосков продавали только журналы соцстран, зато номенклатурным работникам разрешалось (чтоб лучше знать врага) выписывать журналы «Америка», «Великобритания» на русском языке. Но номенклатурные брянские дети выносили эти журналы на улицу, давали читать друзьям, знакомым.

И вот зимой на каникулы приехал из Москвы Эдик Шишлянников. За полгода столичной жизни он преобразился до неузнаваемости. Короткополое бежевое пальто, ярко-красный шарф и боты на огромной металлической застежке. На его голове красовалась боярка из искусственного меха… Шишлянников вызвал неописуемый фурор: за ним бегали толпой мальчишки и под одобрительные возгласы взрослых забрасывали снежками.

— Боярин! Стиляга! — неслись вслед разложенцу возмущенные голоса. Шиш промаялся в Брянске все каникулы и отбыл в столицу, посетовав напоследок:

— Как вы тут живете, чуваки? В городе нет ни одной барухи!

От Шиша мы и узнали, что в столице стиляги называют друг друга «чуваками» и «чувихами». Провинция оказалась в состоянии грогги. Нет, что касается «чуваков», то они были, пусть похуже столичных, но были. А вот «чувих» было мало, да к тому же они не были «барухами». Девиц в обилии поставлял «кильдим» (женское общежитие «Брянскстроя»), но все они — такая незадача! — не были «чувихами».

Поогорчались от такой несправедливости брянские стиляги и с головой ушли в джаз. Кое-кто владел аккордеоном, кто-то дул на кларнете, остальные стучали на пионерских барабанах, стульях, кастрюлях:

О Сан-Луи — город стильных дам.

Моя Москва не уступит вам.

Колхозный сторож Иван Кузьмич

В защиту мира толкает спич.

А председатель Степан Ильич,

Продав кобылу, купил «Москвич»

Наум Непомнящий,

брянский старожил

Иллюстрация — плакат к фильму Стиляги» ( 2008 год)

 

 529 Опубликовано: 12.07.2017 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Больше не страшно!

Опубликовано 06.04.2018

 Известный писатель и по совместительству учитель Дмитрий Быков спросил своих учеников, что они думают о возможности нового «железного занавеса», и удивился их ответам.

Я и Декарт

Опубликовано 08.08.2016

Тем, кто скучает в Брянске, скажу: в большом городе больше возможностей. Одна из них — это возможность потерять себя.

История «Божьей коровки». Ч.3

Опубликовано 26.07.2017

Продолжение воспоминаний брянского старожила Наума Непомнящего.

Костер в ночи

Опубликовано 31.12.2017

Есть  новогодние истории, которые не грех и повторить, пусть мы  и рассказывали их когда-то. Да вот хоть эту, например…

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску