Эту историю прислала наш читатель Александр Лаврик.
Получилось так, что из Минвод мы с женой возвращались домой за два дня до Праздника Победы. Вагон был полупустым. До отправления оставалось минут десять, когда в купе заглянула озабоченная пожилая проводница. Критически глянув на нас, положила на верхние полки по комплекту постельного белья и сказала: «С вами иностранцы поедут, немцы…».
Мы еще не успели удивиться, а по узкому вагонному коридору два парня тащили огромные сумки и чемоданы с лейблами спортивных фирм. Рослые крепкие незнакомцы сразу заполонили собой небольшое пространство купе. Они держались неуверенно, и мы стали помогать рассовывать багаж.
— Спортсмены? Хоккеисты?
— Да-да! Спортсмены!- дружно закивали попутчики.
Познакомились.
Ральф, чернявый симпатичный парень, сразу взял на себя роль переводчика, хотя на русском говорил едва-едва. По ходу разговора он коротко пересказывал суть сказанного своему белокурому другу Маркусу.
Ребята оказались альпинистами-любителями. Вместе с группой друзей из Германии они предприняли восхождение на знаменитый Эльбрус, высочайший горный массив Большого Кавказа — 5642 метра — и вот теперь возвращались домой. Основная часть группы улетела самолетом в Берлин.
— А вы решили Москву посмотреть? — предположили мы.
— Нет, — ответил Ральф, — мы едем в Волгоград посмотреть, как город будет отмечать День Победы, увидеть знаменитую скульптуру Родина-Мать, полюбоваться Волгой…
На короткое время воцарилось молчание. Мы переваривали слова, сказанные с таким прямодушием и искренней откровенностью. Ральф сам обозначил тему разговора. Прямо, без обиняков. Говорить о войне нам всегда больно. А с теми, чьи отцы и деды воевали в Великую Отечественную против нас, тем более. Еще слишком сильно кровоточат раны тех лет…
— Война — это плохо, — с трудом подбирая слова, — говорил Ральф.- Это такая большая трагедия… Беда…Но мой дедушка в России не воевал,- сразу поспешил заверить Ральф. — Он был солдатом в Северной Африке… Там и погиб…
И Ральф опять начал говорить о том, какая это беда война и сколько горя она несет людям.
…Оказалось, что до объединения Германии Ральф с семьей жил в Дрездене (ГДР). Отец, как и многие немцы ГДР, хорошо знал русский язык, читал Пушкина и Толстого… Особенно интересовался книгами о войне писателя-фронтовика Константина Симонова. Он, наверное, как никто другой, сумел прочувствовать и понять силу солдатского духа и самоотверженность, верность Присяге и долгу, веру в любовь и силу жизни.
Сейчас Ральф живет в Мюнхене, можно сказать, в самом сердце Западной Германии. Спросил его про Штирлица. Оказалось, ни книги Юлиана Семенова, ни знаменитого серила о Штирлице ни Ральф, ни его друг Маркус не читали и не видели. Зато выяснилось, что у нашего «переводчика» есть русская девушка. Молодые люди познакомились в Санкт-Петербурге. И вот немецкий парень решил обязательно побывать когда-нибудь и в Сталинграде, то есть в нынешнем Волгограде.
Поезд медленно катился по приволжским степям, приближаясь к Волгограду. Мы угощали неожиданных попутчиков копченой волжской рыбой, закупленной на знаменитой железнодорожной станции Котельниково, наливали им ледяное пиво. Ральф заметил: Мы дома никогда так не делаем. Говорят, пиво с рыбой вредны для здоровья. У нас к пиву подают свиные ножки с капустой…
— Перескакивая с темы на тему, мы беседовали с потомками тех, кто около семидесяти лет назад намеревался сокрушить СССР и уничтожить русский народ. Мы, умудренные жизненным опытом, пытались рассказать своим юным слушателям как можно больше о нашей стране, о нашем народе, о наших семьях, каждая из которых в большинстве своем потеряла многих своих родных и близких в войне. Парни внимательно слушали, и мы понимали, что многое они слышат впервые и все сказанное очень важно для них.
На перроне волгоградского вокзала мы тепло распрощались с нашими попутчиками, еще раз подивившись их решимости почти без языка и без проводников окунуться в жизнь большого города в такие знаковые дни. Для одних — дни радости и скорби, для других — дни познания и понимания истории двух стран, двух народов.
Александр ЛАВРИК
Слово читателю: «Я не знаю как рождаются подобные решения.
…
В разные времена и разных местах, понятно, все выглядит по-разному. …
Завершаем повествование брянского старожила Наума Непомнящего
…
Господи, помоги мне на новогодней вечеринке пробыть в спиртной скромности и половом воздержании. …