Внешнее почитание Ленина

ГлавнаяПрямая речьВнешнее почитание Ленина

По острой теме в журнал прислал свое мнение читатель и почитатель Ильича.

Можно подумать, что всё это (снос памятников В.И. Ленину и сама заметка «Надо было Ленина просто за фермой прикопать» ) направлено против Ленина. Однако при чём тут Ленин?

Ленин здесь совершенно ни при чём: памятников себе он не сооружал, не ставил, культ своего имени был ему совершенно чужд и не нужен, напротив — Ленин опасался превращения себя в «безвредную» (а то и вредную) «икону». Когда он умер, его родственники (и некоторые из соратников, вплоть до членов ЦК) были против бальзамирования, мумификации его тела, устройства Мавзолея, а, скорее, — за самые обычные простые похороны.

В те дни, 30 января 1924 года, газета «Правда» опубликовала обращение — ответ трудящимся на их сочувствие — Н.К. Крупской, жены Ленина, по сути — «завуалированный протест»: «Товарищи рабочие и работницы, крестьяне и крестьянки! Большая у меня просьба к Вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много ещё нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. д., и самое главное — давайте во всём проводить в жизнь его заветы» (Воспоминания о В.И. Ленине. Т. 2. М., 1989. С. 367).

Крупская ни разу не посетила Мавзолей и не присутствовала на его трибуне во время революционных праздников. В её работах, посвящённых Ленину, не содержится ни одного упоминания останков, хранящихся в Мавзолее (см.: Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. СПб., 1997. С. 161).

Однако напор масс, только вчера, по сути, освободившихся от барина, крепостничества, культа царя и бога, поднимавшихся из темноты и безграмотности, со «дна» общества, ещё нуждавшихся, вероятно, в простых, наглядных воплощениях и символах новой жизни, в новых «иконах», не способных сразу подняться на вершины культуры, в том числе — высочайшей культуры мышления, которая скрывалась за столь по видимости простой и ясной мыслью, политикой и практическими решениями Ленина, был так силён, что ему оказалось невозможно противостоять; возможно, отчасти прав и современный исследователь, что «традиция монархической культуры не исчезла сразу и бесследно» (Колоницкий Б. «Товарищ Керенский»: антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа» (март — июнь 1917 года). М.: Новое литературное обозрение, 2017).

Но главное — в руководстве партии и страны были люди, которые, как оказалось, отнюдь не чуждались «внешнего почитания», превращения Ленина в «безвредную икону», «традиции монархической культуры», не могли и не умели продолжить ленинскую политику на высоте его мысли и практических решений.

После смерти Ленина Сталин сделал многое против того, что задумывал Ленин. В частности, Ленин намеревался «почистить» партию — Сталин устроил «ленинский призыв», когда в партию хлынули тёмные массы пригорода, деревни, на уравнительную стихию которых Сталин впоследствии и опирался, выпуская её время от времени в виде «пароксизмов террора». И грандиозное, фантастическое «внешнее почитание» Ленина и себя — его, Сталина, «произведение искусства».

Вспыхивающие ныне время от времени кампании обсуждения вопроса о Мавзолее — оборотная сторона сталинского «внешнего почитания», то же самое «внешнее почитание», вопрос о выеденном яйце, возбуждаемый для отвлечения масс от их насущных вопросов!

При определённых обстоятельствах, когда этот вопрос не был бы столь политизирован, столь символичен, столь якобы насущен и горяч всё ещё для многих, я, читатель и почитатель Ленина, был бы за вынос его тела из Мавзолея и его захоронение — при некоторых условиях, на мой взгляд, это даже способствовало бы росту подлинного, действительного интереса, внимания и понимания настоящего Ленина!
А. Б.

 579 Опубликовано: 22.04.2017 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Живу влюбленный в Брянск. Ч. 2.

Опубликовано 17.04.2017

Предлагаем в извлечениях самые интересные места из вышедшей книги воспоминаний знаменитого брянского фотографа Николая Романова.

Когда Севск был круче Брянска

Опубликовано 26.11.2016

Редко бывает, чтобы так повезло на «земляка». Севской истории «повезло» на Владимира Крашенинникова.

Степь да степь кругом

Опубликовано 17.11.2016

Опыт уголовного расследования на основе знаменитой русской песни.

Лашинские колокола

Опубликовано 06.10.2015

ОТ РЕДАКЦИИ. Редко, но так бывает: прошлое удается вернуть. В память о своем друге Юле Мерзликиной журналист Александр Кондратов тщательно собрал и издал во Франции, где ныне живет, книгу.

Брянские.РФ © 2019

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску