Живу влюбленный в Брянск. Ч. 2.

ГлавнаяПрямая речьЖиву влюбленный в Брянск. Ч. 2.

Предлагаем в извлечениях самые интересные места из вышедшей книги воспоминаний знаменитого брянского фотографа Николая Романова.

На работу позвал «Журналист»

При Брянском отделении областного Союза журналистов СССР, которым в то время руководил Роман Лазаревич Нюрин (Мильман), была создана творческая фотостудия. Её первоначальное название было «Брянск-фото», в дальнейшем стала именоваться «Журналист». Меня пригласили работать штатным фотокорреспондентом. Радости не было предела! Наконец-то, у меня будет в Брянске основное место работы! А главное — теперь ни от кого не зависим! Можно ли желать лучшего?!

В фотостудиия потом проработал чуть больше четверти века, до ухода, как говорится, на заслуженный отдых. Наша организация имела возможность заниматься печатной деятельностью, оказанием фотоуслуг промышленным и общественным организациям, в том числе и учебным заведениям.

Помимо меня в студию был принят Андрей Лапин, сын Александра Карловича, ответсекретаря «Брянского рабочего». Способный молодой человек, жаль, ушёл из жизни очень рано. Добрые слова хочется сказать и о Михаиле Дронжевском. Когда наступила пора экономических реформ и стали «загибаться» большие и малые предприятия, в том числе и наша студия, он сменил городскую жизнь на сельскую. Как сложилась его дальнейшая судьба, не знаю.
Вспоминаю добрым словом коллег-единомышленников, с которыми пришлось трудиться, которые способствовали не только пропаганде нашей студии, но и вообще развитию фотографии на Брянщине. Это Пётр Говоров, Николай Воробьёв, Анатолий Зезюлин, Михаил Жмакин, Роман Гольцев… Особое почтение и уважение за многолетнюю совместную работу бухгалтеру студии Марии Константиновне Пиреевой.

После опубликования в газете о создании в Брянске творческой фотостудии заказы от организаций не пришлось долго ждать. Они, как говорится, обрушились на нас.
Вспоминаю исполнение первого творческого заказа. Мне поручили выполнить заказ областного отделения ДОСААФ на изготовление фотоплакатов о спортивной жизни этой организации, конкретно — о планеристах и парашютистах. Снимать планер надо было в полёте, причём, не с нижней точки, а с верхней, то есть, находиться во время съёмки над ним… Для этого запускали почти одновременно два планера. В одном — я с фотоаппаратом, а другой должен «позировать» так, чтобы фоном была земля. Конечно, пришлось дублировать съёмку. Трудность в том, что планер не имеет двигателя, он может только планировать. Сохранились негативы с той съёмки. Всё получилось так, как хотел заказчик. Проще было снимать парашютистов: съёмка велась не с самолёта, а с земли.

Только что заглянул в конверт, где хранятся мои первые брянские открытки на фотобумаге. Они в чёрно-белом исполнении. С обратной стороны напечатаны даты издания и авторство. Беру первую попавшуюся, читаю: «Новозыбков, Дом культуры, в здании которого в 1918 году формировался первый революционный отряд им. В.И. Ленина». Год печати не обозначен, но точно помню, что это были первые годы работы в студии. Тогда же выпущена и открытка о городе Клинцы.

Вот открытка о брянских футболистах. Издана в 1969 году. На ней семнадцать игроков и тренеры В.Ведерников и О.Козлов. Пока снимаешь, знакомишься с людьми, и о некоторых сохраняется память надолго. Я хотя и небольшой любитель брянского футбола, а всё же запомнились такие игроки, как Навроцкий, Марочкин, Шагин, Фроленков, Сергеев, Перфильев.

Ещё открытка. На ней изображены виды вечернего Брянска. Называется она «С Новым годом!». Подпись с обратной стороны: «Художник Н.Борисов, редактор А.Лапин». Их, к сожалению, давно уже нет с нами. А в открытке «Первое Мая» художник Е. Антонов сумел оригинально поместить виды Брянска в начертаниях этих слов. Молодец!
Эти и другие мои первые чёрно-белые открытки стали как бы началом моей творческой работы над этой темой в Брянске. На сегодняшний день уже и счёт потерял, сколько всего издано фотопечатью и типографским способом. Продавались они в газетных киосках и, наверное, некоторые хранятся у кого-то, как память о тех безвозвратно ушедших временах.

Стали поступать заказы в творческую фотостудию и на портреты от предприятий для широко распространённых тогда Досок почёта, а также на видовую съёмку, на интерьерную. У студии появились постоянные заказчики. Те же Доски почёта обновлялись дважды в год — к майскому и ноябрьскому праздникам.

Первый фотоальбом

Первой моей крупной работой стал подарочный фотоальбом «Брянск».
Он вышел из печати в 1981 году. Инициатива издания исходила от обкома КПСС, курировал работу над ним секретарь обкома по идеологии Василий Анатольевич Смирнов. Заявку послали Московскому издательству «Советская Россия». Ответ, естественно, был положительным, но с условием, чтобы съёмку города поручили местным фотографам. Текст готовила журналист газеты «Брянский рабочий» Евгения Николаевна Чалиян, а иллюстративную часть поручили мне и Игорю Николаевичу Мелещенко. Но издательством было выставлено условие: контрольные снимки для утверждения авторов съёмки представить к определённому числу. Мой коллега пренебрёг сроком, а мои «контрольки» устроили издательство, меня и утвердили.

Многих коллег, особенно молодых, интересует, с чего же начинается непосредственно работа над большим подарочным альбомом. Составляется план съёмки. Сначала мы спланировали разделы, а потом конкретно, где и что показать. В плане указали не только предприятия и организации, но и что там заснять. Дальнейшее зависит от мастерства автора, его опыта, знаний, вкуса. В наш утверждённый план вошло около 130 сюжетов на разные темы — труд, учёба, отдых, культура, спорт.

Технологические условия издательства твёрдые — съёмку вести на слайдовую цветную американскую плёнку «Кодак»! В то время в Советском Союзе она только начинала входить в практику, была весьма дефицитной, в свободной продаже её не было.

Поехал за ней в издательство. Сколько катушек дадут на 130 кадров, я, конечно, не знал. Не знал также и того, что она может быть не всегда качественной — всё зависит от срока и условий хранения. Вот здесь и сказалась моя провинциальная доверчивость. Еду на склад за плёнкой. Полуподвальное помещение, в нём два работника. Показываю накладную. Они советуются, какую выдать, я краем уха слышу: «Для Брянска сойдёт». Этим словам я тогда не придал значения…

Счастливый обладатель дефицитной плёнки, возвращаюсь в Брянск и начинаю работать. Не хочется описывать подробно труд съёмок, их организацию. Порой они требовали очень большого напряжения ума и просто физических сил. И что же произошло с моей многомесячной съёмкой?

Когда в Москве отснятые плёнки проявили, оказалось, что она из-за разбалансированности цвета непригодна для печати! Сказалось длительное хранение и условия хранения. Тут-то и вспомнил слова «Для Брянска сойдёт». Представляете, в какой ситуации я оказался? Во-первых, срывался график выпуска альбома, а во-вторых, где я смогу купить хорошую кодаковскую плёнку? Пришлось походить по столичным издательствам, искать «левых» торговцев. Что-то до стал. На моё счастье, как раз в это время в магазинах Москвы появилась в продаже немецкая, хорошего качества слайдовая цветная плёнка «Орвохром» — для дневного и вечернего освещения. Продавались и наборы химикатов для проявления.

С помощью брянских друзей в короткий срок изготовил полуавтоматическую проявочную машину с пультом управления. Появилась возможность самому проявлять, а не ездить за этим в Москву. Почти весь ранее отснятый материал пришлось повторить в остававшийся до сдачи срок. И вот фотоальбом напечатан. Он вышел тиражом 50 тысяч. Получил за него грамоту от Горкома партии. Но работники обкома вдруг спохватились: в альбоме не хватает одного главного снимка — портрета Л.И. Брежнева, хотя они же и утверждали план съёмки. Видимо, идея подарить альбом членам ЦК им пришла позже, когда альбом уже был напечатан.

В. Смирнов просил меня съездить в издательство и упросить часть тиража разброшюровать, чтобы одну страницу заменить на портрет Брежнева с текстом о брянских партизанах. Я отказался, тогда они командировали соавтора, члена КПСС Е. Н. Чалиян в Смоленскую типографию и таким образом осуществили задуманное.

Работая над альбомом «Брянск», я так много всего наснимал на разные темы, что материалов хватило на половину следующего фотоальбома, который и вышел из печати через три года. Он назывался «В Брянском лесу тишина». Особенность композиции его в том, что почти половину альбома занимают хроникальные снимки боевых действий партизан Брянщины, а другую половину — жизнь мирного города, торжества по случаю победы, природа области.
Сохранилась вырезка из газеты «Брянский рабочий» от 4 января 1986 года «Фотоальбому — медаль ВДНХ». Читаю: «Нет нужды доказывать, сколь высок интерес ко всяким изданиям, так называемого краеведческого характера.

Брянцев минувший год в этом отношении порадовал, вышел целый ряд интересных книг, брошюр, наборов открыток. Среди них подготовленный Приокским книжным издательством фотоальбом „В Брянском лесу тишина“. Составитель Н.И. Поснов, фотографии Н.С. Романова, автор текста В.И. Васенков. Этот альбом экспонировался в Волгограде на большой книжной выставке, посвящённой 40-летию Победы, а затем — на аналогичной выставке в Москве. Сейчас стало известно о решении главного выставочного комитета ВДНХ: фотоальбому „В Брянском лесу тишина“ присуждена серебряная медаль…».

Меня, одного из авторов издания, до сих пор интересует: где эта медаль, кому вручена, как выглядит? Хотя бы одним глазком взглянуть на неё, я ведь тоже «пахал»!

 500 Опубликовано: 17.04.2017 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Тучерезы, реполовы, куркоты

Опубликовано 25.12.2016

Новые главы из воспоминаний брянского старожила Наума Непомнящего. Часть 5

Сто слов о загадках русского языка

Опубликовано 03.12.2016

На столе — стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит.

Можно ли брянскому стать французом

Опубликовано 11.09.2015

Брянские.РФ попросили Александра Кондратова, в прошлом брянского журналиста, но уже десять лет французского жителя рассказать, как это бывает, когда брянские решительно меняют свою судьбу. И Саша не только пообещал написать, но и рассказал и прислал нам свои заметки из далекой Франции.

Страх и ужас в Московии

Опубликовано 13.04.2016

Выступая в Литве, певица Земфира попросила зрителей убрать растянутый ими на концерте флаг Украины. Но как мало эта история говорит о Земфире и как много — о нас с вами.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску