Краевед, учитель Владимир Коваленко разыскал любопытные документы по истории Жирятинского района.
Один из самых маленьких в области Жирятинский район учреждали трижды — в 1929 и 1939 и 1985 году И только после реорганизации в 1985 он уцелел на несколько десятилетий. При этом по своим размерам (около тысячи кв. км.) и количеству населения (свыше 40 тысяч человек, ныне — только семь) тогда он был вовсе не таким маленьким. И превосходил семь районов, в том числе Погарский, Новозыбковский, Жуковский, Суземский.
Как и почему производятся такие реорганизации районов объяснить не всегда просто, ибо учреждение района требует дополнительных средств, которых всегда не хватает. Понятно, в 1939 году их не хватало особенно остро.
Исследовав архивные документы, Коваленко полагает, что тогда, в тридцать девятом году для жителей жирятинских сёл и деревень все же появилась некие новые возможности напомнить властям о своих нуждах, все-таки теперь эти власти стали сидеть поближе. Да вот только на деле практически ничего изменить не удалось, Помните, много позже, после 1985 года в райцентр хотя бы провели отличную асфальтовую дорогу? А вот перед войной не приняли даже программу развития района, как было вроде было положено.
Правда, запланировали построить «завод фруктовых вод», открыть пять шорных мастерских, организовать мыловарение, открыть райпромкомбинат с уклоном: слесарно — кустарный цех, бондарно-столярный, обозный, текстильный цех по выпуску верёвок и кожевенный по выпуску кож. В этом перечне особо удивляет цех по выпуску веревок. Даже трудно представить, что это такое предполагалось
И все же основной заботой жирятинских властей стало выполнение планов поставок сельхозпродукции. Трудно поверить, но тогда в районе (собственно, в каждом селе) имелось 116 колхозов, и каждому было доведено твердое задание.
27-28 декабря 1940 года на сессии райсовета отмечалось, что в хозяйствах насчитывается 4 тысячи 287 лошадей, из них истощённых 1 тысяча 325. Почему их было столько недокормленных и истощенных , а конкретно каждая четвертая колхозная лошадь оставалась несчастной и голодной— в решении не объяснялось. Но, понятно, там же было записано, чтобы председатели, специалисты колхозов, ветслужба района немедленно приняли меры по улучшению качественного состава конного поголовья как основной тягловой силы в войсках.
Сегодня, глядя сквозь дым прошлого, необычным видится и решение райисполкома «Об установлении плана о контрактации и заготовке сигарных табаков и махорки урожая 1941 года». Для реализации этой задачи восьми колхозам ( из более чем ста имеющихся)было дано задание собрать не менее 10 центнеровсырья-сушняка с каждого гектара, засеянного табаком, а всего сдать 500 центнеров табака государству.
Оказывается, среди прочего жирятинским крестьянам были доведены обязательные поставки государству брынзы из овечьего молока. Но, если колхозам устанавливалась норма по 50 граммов с гектара, со двора колхозника — 75 граммов, то со двора единоличника — 1 кг. . Право, единоличникам не позавидуешь! И потом, ведь еще находились учетчики и считальщики, которые все эти граммы и килограммы учитывали и считали.
Выплата по трудодням колхозникам разрешалась только после расчета с государством. Любая заминка с выполнением директив-заданий, особенно с хлебозаготовками, рассматривалась как тяжкое преступление. Хотя нередко, рассчитавшись с государством, колхозы уже не имели хлеба для раздачи на трудодни.
В докладе Орловскому облисполкому Жирятинский райисполком приводил два случая, когда в колхозе им. Чапаева и 1 Мая, в августе 1940 года колхозникам был роздан хлеб на трудодни из первого обмолота. Хотя в первом хозяйстве на этот момент не сдано государству ни одного килограмма зерна. Председатель райсовета сообщает, что порядок в этих колхозах советские работники навели — «… райисполком предотвратил раздачу, осудил, направил материалы в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности». И тут нечаянно колхозникам повезло. По каким-то неясным причинам прокурор района Мармазинский не стал сразу наказывать председателей, и тем их спас, колхозы хлебозаготовку выполнили, и руководители смогли уйти от наказания.
Одно слово, повезло!
…И еще любопытная деталь про район. На сорок тысяч населения имелось только три врача и все почему-то — гинекологи. Так что болеть в Жирятинском районе тогда, до войны было чрезвычайно рискованно и на медпомощь рассчитывать особо не стоило.
В.П.
В нашей новой рубрике известные брянцы рассказывают о своих любимых книгах. Слово — известному брянскому журналисту, теле- и радиоведущему, поэту Александру Стокласке. …
Мы не угрюмее всех. Не ленивее всех. Мы пьем не больше всех в мире. У нас нет никакого «собственного пути» и «особенной стати». …
«На необитаемый остров я бы взял те книги, которые совпадают с моими собственными исканиями, — говорит историк, доктор исторических наук, декан факультета истории и международных отношений БГУ Сергей Викторович Артамошин: …