В школе мало мужчин. И это плохо

ГлавнаяПрямая речьВ школе мало мужчин. И это плохо

Журналу отвечает учитель математики и информатики брянской средней школы № 46 , победитель брянского областного конкурса «Лучший учитель 2012» Павел Филин.

Я стал учителем случайно. Родители — инженеры, и я вначале в БИТМ поступал, но за компанию с товарищем отдал документы в Брянский пединститут, физико-математический факультет. Кроме меня в группе все остальные были девушки. То было вольное время, я увлекался тогда движением хиппи, но в системе не был. Носил длинные волосы, серьгу в ухе, джинсы с тремя десятками заплаток, а сумку мама сшила из мешковины. Не знаю, зачем мне тогда это было нужно. Скорее всего, это было внешнее проявление внутреннего мира. После института все прошло, но одно осталось — всегда влекла к себе математика. В молодости я, к слову, был очень категоричен, но с годами жизнь меня многому научила.

Математика — это порядок, и это мне очень нравится. Математика невольно приучает к дисциплине в мыслях и делах. Теорема Пифагора работает две тысячи лет, все четко в математике. В молодости мама меня, казалось, безуспешно приучала к порядку, но нет, не безуспешно, с годами это проросло. Я — противник лишнего. Мне потому нравится рюкзак, что он как маленький дом, взял с собой, и всего вполне хватает.

Я учился в 46-й и в нее же вернулся учителем. Это был 93 год, смутное время. Коллега поделилась тогда часами, чтобы взяли меня, молодого. Это дорогого стоит. Вначале у меня была только информатика, а потом и уроки математики получил. К тому же в школе мало мужчин — учителей, и это плохо. Сейчас нас шестеро, а всего учителей около 60. При этом в нашей школе нет отбора учеников, учим всех. Наша школа в районе на слуху (в хорошем смысле конечно).

Мне кажется, наша школьная жизнь в 80-е годы была интереснее, чем у нынешних ребят. Они в большинстве очень разобщены, им проще общаться через социальные сети, но это общение далеко от реальной жизни.
Если учитель думает только о своем предмете, он неизбежно деградирует, такое мое мнение. Меня очень многое интересует: и музыка, и книги, с рюкзаками путешествуем с женой по стране. В разных местах побывали, — на Урале, в Карелии, на Алтае. А еще два раза в неделю веду секцию по китайскому искусству Тайцзи. Но для нас это — не контактное единоборство, а скорее философия души, способ постижения самого себя. И нас в секции немного, всего три человека.

Я всего Достоевского прочитал в институте. Повезло, и в несколько приемов приобрел полное собрание его сочинений, ну, то, зеленое, 32 тома. А потом таким же образом Лесковым увлекся, Гофманом, Гамсуном, Фаулзом. Вообще, можно сказать, что прочел много книг. Но думаю сегодня, не появись в нашем десятом классе необыкновенная учительница литературы Галина Васильевна Погудина, — литература прошла бы мимо меня. Именно она для меня новый удивительный мир открыла, я ведь до того полагал, что школьная литература — это не очень интересно. И вот некоторое время спустя мои ученики говорят, что полюбили математику благодаря моим урокам. Такое приятно слышать.

Только личный пример, похоже, и остался у учителя в качестве воспитания школьника. Наши стимулы поощрения неубедительны, как и приемы наказаний. Учитель должен быть интересен для детей. Думаю, они в курсе моей жизни, я ведь еще и сайт веду. Я не пью, бросил курить, хотя это мне и непросто далось. Я не только уроки им преподаю, я доказываю, что вокруг много интересного, можно жить интересно. Есть поэзия, музыка, спорт, очень много чего есть.

У меня нет особых проблем с дисциплиной на уроках. Хотя многие дети все же приходят в школу не учиться, а скорее общаться. Очень много одиноких детей. Они и одеты, и накормлены, но родителям как будто и не нужны, детьми они не занимаются, хотя внешне эти семьи выглядят благополучными, но это только внешне. Есть сироты и при живых родителях.

Мне несколько раз предлагали должность директора другой школы, но я отказался, потому что это — не мое. Руководить коллективом — это уже другая профессия. Но и желания сменить свою школу у меня никогда не возникало.

Знакомлюсь с человеком, и сразу чувствую ток, сигнал — это твой человек, и тогда с ним общаться приятно.
Меня коллеги уже не первый год уговаривали принять участие в конкурсе «Учитель года». Но не соглашался, как-то не лежала душа. А в 2012 году просто согласился. Правда, сначала на всякий случай жене перезвонил, что она посоветует. Она меня поддержала. Я даже заявки на конкурс не подавал, коллеги, так сказать записали. К своей победе я отношусь очень спокойно. Да, мне за уроки выставляли высокие баллы, но все равно любой конкурс — это немного игра и в ней может повезти, а может, и нет.

Маленькая слабость? Хороший чай, очень хороший, если зеленый, то сбора этого года. Другие этнические напитки — ройбос, мате, кофе. Хотя почему слабость? Это скорее радость.

Мне жить интересно. И это определяющее — во всех моих жизненных обстоятельствах.

Самое удивительное событие для меня в последние годы — это рождение дочки в 2012 году, когда в Конкурсе участвовал, и сына — в 2014, когда олимпийский факел в Брянске нёс. Как-то так совпало….

Я учу информатике, а значит, и навыкам жизни в виртуальном мире. Что он сулит неподготовленным и слабым? Рабство, это как в «Незнайка на Луне», когда коротышек увозили на специальный остров, где у них было всё, но они постепенно превращались в овечек.

Говорят, что нынче дети не играют как прежде во дворах, не ходят в секции. А ведь играют! У меня во дворе: и в футбол, и в «войнушку», и с кошками возятся. Хотя одиночество в толпе — актуально. Дети эмоционально очень восприимчивы, и их глушат потоком простейших эмоций по ТВ, радио, интернету. Они выгорают, и на сложные чувства сил не хватает.

Многие люди со способностями стремятся уехать из Брянска : в Москву или заграницу, Почему я не уехали? Видимо, не те способности. Хотя Москву воспринимаю только как огромный вокзал, и жить там не хотел бы. Вот приехать по музеям и выставкам походить или по старым улочкам пешком от Киевского вокзала до Кропоткинской — это да!

Как научиться быть с самим собой в ладу? Не знаю пока. Но как только узнаю — обязательно расскажу.

Расспросил и записал Ю.Ф

 493 Опубликовано: 29.11.2016 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , , , , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Воспоминания Семена Шермана: Была война (окончание)

Опубликовано 04.08.2016

«А однажды я утонул»

Вспоминает Наум Непомнящий. Часть 2

Опубликовано 04.12.2016

Брянский старожил рассказывает о разрушенном, послевоенном Брянске. 

Я сам ушел из обкома партии

Опубликовано 14.10.2016

Монолог брянского историка, кандидата исторических наук Владимира Крашенинникова.

Люди без паспортов и денег

Опубликовано 19.09.2017

Продолжаем публикацию записей сельского учителя Прохорова о жизни крестьян в советские годы на брянской окраине.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску