В школе мало мужчин. И это плохо

ГлавнаяПрямая речьВ школе мало мужчин. И это плохо

Журналу отвечает учитель математики и информатики брянской средней школы № 46 , победитель брянского областного конкурса «Лучший учитель 2012» Павел Филин.

Я стал учителем случайно. Родители — инженеры, и я вначале в БИТМ поступал, но за компанию с товарищем отдал документы в Брянский пединститут, физико-математический факультет. Кроме меня в группе все остальные были девушки. То было вольное время, я увлекался тогда движением хиппи, но в системе не был. Носил длинные волосы, серьгу в ухе, джинсы с тремя десятками заплаток, а сумку мама сшила из мешковины. Не знаю, зачем мне тогда это было нужно. Скорее всего, это было внешнее проявление внутреннего мира. После института все прошло, но одно осталось — всегда влекла к себе математика. В молодости я, к слову, был очень категоричен, но с годами жизнь меня многому научила.

Математика — это порядок, и это мне очень нравится. Математика невольно приучает к дисциплине в мыслях и делах. Теорема Пифагора работает две тысячи лет, все четко в математике. В молодости мама меня, казалось, безуспешно приучала к порядку, но нет, не безуспешно, с годами это проросло. Я — противник лишнего. Мне потому нравится рюкзак, что он как маленький дом, взял с собой, и всего вполне хватает.

Я учился в 46-й и в нее же вернулся учителем. Это был 93 год, смутное время. Коллега поделилась тогда часами, чтобы взяли меня, молодого. Это дорогого стоит. Вначале у меня была только информатика, а потом и уроки математики получил. К тому же в школе мало мужчин — учителей, и это плохо. Сейчас нас шестеро, а всего учителей около 60. При этом в нашей школе нет отбора учеников, учим всех. Наша школа в районе на слуху (в хорошем смысле конечно).

Мне кажется, наша школьная жизнь в 80-е годы была интереснее, чем у нынешних ребят. Они в большинстве очень разобщены, им проще общаться через социальные сети, но это общение далеко от реальной жизни.
Если учитель думает только о своем предмете, он неизбежно деградирует, такое мое мнение. Меня очень многое интересует: и музыка, и книги, с рюкзаками путешествуем с женой по стране. В разных местах побывали, — на Урале, в Карелии, на Алтае. А еще два раза в неделю веду секцию по китайскому искусству Тайцзи. Но для нас это — не контактное единоборство, а скорее философия души, способ постижения самого себя. И нас в секции немного, всего три человека.

Я всего Достоевского прочитал в институте. Повезло, и в несколько приемов приобрел полное собрание его сочинений, ну, то, зеленое, 32 тома. А потом таким же образом Лесковым увлекся, Гофманом, Гамсуном, Фаулзом. Вообще, можно сказать, что прочел много книг. Но думаю сегодня, не появись в нашем десятом классе необыкновенная учительница литературы Галина Васильевна Погудина, — литература прошла бы мимо меня. Именно она для меня новый удивительный мир открыла, я ведь до того полагал, что школьная литература — это не очень интересно. И вот некоторое время спустя мои ученики говорят, что полюбили математику благодаря моим урокам. Такое приятно слышать.

Только личный пример, похоже, и остался у учителя в качестве воспитания школьника. Наши стимулы поощрения неубедительны, как и приемы наказаний. Учитель должен быть интересен для детей. Думаю, они в курсе моей жизни, я ведь еще и сайт веду. Я не пью, бросил курить, хотя это мне и непросто далось. Я не только уроки им преподаю, я доказываю, что вокруг много интересного, можно жить интересно. Есть поэзия, музыка, спорт, очень много чего есть.

У меня нет особых проблем с дисциплиной на уроках. Хотя многие дети все же приходят в школу не учиться, а скорее общаться. Очень много одиноких детей. Они и одеты, и накормлены, но родителям как будто и не нужны, детьми они не занимаются, хотя внешне эти семьи выглядят благополучными, но это только внешне. Есть сироты и при живых родителях.

Мне несколько раз предлагали должность директора другой школы, но я отказался, потому что это — не мое. Руководить коллективом — это уже другая профессия. Но и желания сменить свою школу у меня никогда не возникало.

Знакомлюсь с человеком, и сразу чувствую ток, сигнал — это твой человек, и тогда с ним общаться приятно.
Меня коллеги уже не первый год уговаривали принять участие в конкурсе «Учитель года». Но не соглашался, как-то не лежала душа. А в 2012 году просто согласился. Правда, сначала на всякий случай жене перезвонил, что она посоветует. Она меня поддержала. Я даже заявки на конкурс не подавал, коллеги, так сказать записали. К своей победе я отношусь очень спокойно. Да, мне за уроки выставляли высокие баллы, но все равно любой конкурс — это немного игра и в ней может повезти, а может, и нет.

Маленькая слабость? Хороший чай, очень хороший, если зеленый, то сбора этого года. Другие этнические напитки — ройбос, мате, кофе. Хотя почему слабость? Это скорее радость.

Мне жить интересно. И это определяющее — во всех моих жизненных обстоятельствах.

Самое удивительное событие для меня в последние годы — это рождение дочки в 2012 году, когда в Конкурсе участвовал, и сына — в 2014, когда олимпийский факел в Брянске нёс. Как-то так совпало….

Я учу информатике, а значит, и навыкам жизни в виртуальном мире. Что он сулит неподготовленным и слабым? Рабство, это как в «Незнайка на Луне», когда коротышек увозили на специальный остров, где у них было всё, но они постепенно превращались в овечек.

Говорят, что нынче дети не играют как прежде во дворах, не ходят в секции. А ведь играют! У меня во дворе: и в футбол, и в «войнушку», и с кошками возятся. Хотя одиночество в толпе — актуально. Дети эмоционально очень восприимчивы, и их глушат потоком простейших эмоций по ТВ, радио, интернету. Они выгорают, и на сложные чувства сил не хватает.

Многие люди со способностями стремятся уехать из Брянска : в Москву или заграницу, Почему я не уехали? Видимо, не те способности. Хотя Москву воспринимаю только как огромный вокзал, и жить там не хотел бы. Вот приехать по музеям и выставкам походить или по старым улочкам пешком от Киевского вокзала до Кропоткинской — это да!

Как научиться быть с самим собой в ладу? Не знаю пока. Но как только узнаю — обязательно расскажу.

Расспросил и записал Ю.Ф

 436 Опубликовано: 29.11.2016 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , , , , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Епархиальный древлехранитель Александр Перов о неизвестной Брянщине

Опубликовано 28.04.2016

Александр Перов — единственный в области архитектор-реставратор с высшим образованием, заведующий архитектурно-строительным отделом Брянской епархии, директор ООО «Артель».

Когда дамские парикмахеры жили лучше чиновников

Опубликовано 18.11.2015

Землемеру Якову Иосифовичу Фельдману было 92 года, когда были записаны его воспоминания. Всю жизнь он проработал начальником бюро инвентаризации в Новозыбкове.

 Вернулся я на Родину

Опубликовано 11.12.2017

Признание нашего читателя: о том, почему его тянет домой.

Путеводитель по Обществу ушедших брянских литераторов

Опубликовано 20.04.2017

Поэты Алексей Новицкий и Владимир Сорочкин выпустили необычную книгу

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску