Солнечный клоун Олег Попов в Брянске

ГлавнаяПрямая речьСолнечный клоун Олег Попов в Брянске

Пришло горестное известие о смерти знаменитого клоуна. Мы разыскали старое интервью с ним, подготовленное, когда он в 1976 году выступал в Брянске.

…А сейчас передо мной сидит совсем другой человек. Такие лица мы часто видим в заводских цехах — у людей, стоящих за токарным станком, у слесарного верстака. Впрочем, через час-полтора я увижу самого Олега Попова как раз у слесарного верстака, самозабвенно орудующим напильником. Весь реквизит для своих выступлений он придумывает и мастерит сам.
Пока же мы сидим в его гардеробной и разговариваем «за жизнь». В основном — «за цирковую жизнь», которой он всецело отдал 32 из своих 46 лет.

— А что до этих 32 лет?

— В 1937 году поступил 155-ю московскую школу. В 1943, после гибели на фронте отца, пошел учеником слесаря на полиграфический комбинат «Правды». В этом же году вместе с другими ребятами стал заниматься в юношеском акробатическом кружке в клубе «Крылья Советов». Неподалеку от дома располагалось — на мое счастье, наверное? — училище циркового и эстрадного искусства. Вместе со знакомыми ребятами, учениками училища, заходил туда, присутствовал на занятиях. Тренировался. И вскоре — было мне тогда 14 лет — стал учеником детской группы училища.

— А клоунада? Как Вы пришли к клоунаде?

— Долгая история. Во многом виноват случай — заболел клоун (было это в начале моей самостоятельной артистической карьеры) и пришлось его заменить. Впрочем, случай, мне кажется, способен сыграть в жизни серьезную роль, если человек каким-то образом подготовлен к нему. Еще в детстве самый большой интерес в цирке у меня вызывали клоуны, а в кино — Чарли Чаплин. Помню, пытался подражать ему…

При этих словах Олег Константинович поднялся со стула и указал мне на большую фотографию в застекленной рамке, висящую на стене. Фотограф запечатлен на ней встречу Чаплина и Попова.

— Где это было?

— Наш советский цирк выступал в Турине. Узнав, что в Венеции Чаплин, мы поехали туда, чтобы познакомиться с великим артистом и пригласить его на наше представление. К сожалению, он не смог принять приглашение, так как на второй день уезжал по неотложным делам в Лондон. Встретил Чаплин нас очень приветливо и произвел впечатление доброго, простого и веселого человека. Я был весьма польщен тем, что первыми словами, которые он произнес, протягивая мне руку, были: «О, коллега!».

— Каково Ваше отношение к искусству кино и телевидению?

— Я снялся в ряде фильмов; не обходит меня вниманием и телевидение. С удовольствием снимаюсь в кино — там делаешь то, чего нельзя сделать в цирке, и это вносит полезное разнообразие в творческую жизнь артиста, не позволяет закостенеть. Мечтаю сняться в хорошей кинокомедии.

Попов протягивает мне телеграфный бланк: «Срочно сообщите возможность приезда Ленинград съемки сцены вместе Элизабет Тейлор один два дня…»

— Речь, видимо идет о «Синей птице»? Ездили, снимались?

— Да, сняли небольшую сцену. А в самое последнее время каждую неделю после воскресного вечернего представления езжу на понедельник в Москву — на съемки румыно-советского фильма «Мама». Это будет цветная широкоэкранная лента. Ее жанр можно определить как осовремененную музыкальную сказку. Все действующие лица фильма — звери. Я играю доброго, веселого и, как водится, неуклюжего медведя. А еще… Вы детские телепередачи не смотрите? «Будильник», например? Так вот, мы с моим партнером Александром Алешичевым снимаемся для «Будильника» в фильме «Любимый внучек». Я играю внучка, Алешичев — бабушку. Вскоре в «Будильнике» будет показана уже пятая серия.

— Судя по всему, Вы неравнодушны к маленькому зрителю, к детям…

— Да, я люблю их за наивность восприятия, безоглядную веру в истинность всего, что происходит на манеже, экране, сцене. Дети ведь, не пример иным взрослым, целиком отдаются радости восприятия. Впрочем, есть взрослые люди, которые до седых волос остаются большими детьми, мне по душе такие люди. Думается, что родители должны стараться развивать в своих детях чувство юмора, всячески одобрять и поощрять его проявление.

— Как рождаются Ваши репризы, где источник, из которого Вы их черпаете?

— Кое-что сочиняю сам. Кое-что пишут для нашего брата авторы. Пожалуй, чаще всего репризы, сценки — продукт коллективного труда. Например, «Лечение смехом», фрагментом которого является «Утопленник», и «Любимого внучка» мы делали с Юрием Благовым. Во всех случаях исходным материалом служит жизнь. Например, «Утопленника», о чем уже не раз писалось, подсказало истинное происшествие, осмеянное в газетном фельетоне… Все время что-то изобретаешь, придумываешь, все время, — Попов выразительно постучал пальцем по лбу, — бродят в черепушке цирковые дрожжи, на котором всходит тесто, именуемое трюком. Ведь одной идеи мало, она непременно должна воплотиться в трюке, без которого нет цирка.

— Олег Константинович, в некоторых Ваших репризах участвуют животные — то собаки, то петухи…Как Вам дается искусство дрессировки?

— Клоун должен уметь все. В дрессировке самое важное — понять характер, индивидуальные особенности животного. Одно из них отзывчиво на угощение, другому ничего не надо — только приласкай, на третье удается воздействовать страхом наказания. Была у меня, например, кошка, которая обожала печенья — лазала на перш, готова была сделать что угодно.

— В жизни клоуна, вероятно, немало забавных происшествий…

— Бывает. Ну, скажем, такое. Во время гастролей в Японии мы зашли в один из небольших магазинчиков в Токио с намерением купить модные тогда куртки с широкой застежкой-молнией. Языка никто из нас не знал, и я долго старался объяснить хозяину, что нам нужно, с помощью жестов и «звукового изображения» молнии. «Жик-жик», «жик-жик» — повторял я ему несколько раз, сопровождая это жестом — движением руки от ворота до низа пиджака. Наконец, мои старания как будто увенчались успехом, хозяин радостно закивал головой в знак того, что понял, и выбежал из лавки. Вернувшись, он протянул нам плоскую коробку. Открыв ее, мы обнаружили… нож, предназначенный для харакири.

— И, наконец, последний вопрос, Олег Константинович. Чтобы Вы могли сказать о нынешнем состоянии циркового искусства и, в частности, клоунады?

— Советский цирк по праву завоевал признание во всем мире. Неизмеримо выросло мастерство артистов всех жанров. Многие трюки, которые в ту пору, когда я начинал, были уникальными, сейчас считаются ординарными, рядовыми. Построены десятки великолепных цирков, таких, как ваш, брянский. Но есть, на мой взгляд, и утраты. В процессе перехода от ярмарочного балагана (в изначальном, не ругательном смысле этого слова) ко дворцам цирк понес какие-то потери в яркости зрелища. Исчез с цирковой арены «Рыжий», столь любимый юным зрителем. Куда-то подевалась с арены буффонада, оскудела сатира, клоуны стали немыми. Больше разнообразия — вот чего я пожелал бы жанру клоунады и к чему стремлюсь сам.

… Наша беседа заканчивалась в небольшой комнате за манежем, оборудованную под мастерскую Попова, — с верстаком, тисками, ящиками со слесарным инструментом и всякими непонятными постороннему взору штуковинами, вероятно, заготовками для будущего реквизита артиста. Собственно, беседой это уже можно было назвать весьма условно. Олег Константинович погрузился в свои дела — что-то пилил, сверлил, прилаживал, изредка обмениваясь со мной и своим помощником короткими репликами.

А вечером я снова смотрел представление с его участием. И это был одновременно и тот, и совсем другой Попов. И не только не тот, с которым я днем беседовал в его гардеробной и мастерской, но и не тот, каким я его видел два дня назад на манеже. Появились новые сценки и репризы. Но и виденное уже смотрелось как-то по-иному — видно, каждый раз артист творит заново.
Александр Добкин.
(«Брянский рабочий», 18 марта 1976 года).

 597 Опубликовано: 03.11.2016 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Тираж – пять экземпляров

Опубликовано 30.12.2016

В краеведческой жизни Дятьковского района в 2016 году появились новые страницы.

Пожить по-настоящему. Часть 1

Опубликовано 14.12.2016

Предлагаем записки молодого уроженца Жуковки, который успел пожить в Дании, Москве и оказался в Барселоне.

 Кто-то другой…

Опубликовано 28.04.2019

Рассказ — воспоминание  нашего читателя:  студенческая молодость, начало девяностых, рабочий дизель на Смоленск,  роман Набокова…

Россия всё еще бедная страна

Опубликовано 20.09.2017

Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества вслед за знаменитым государственным деятелем царской России   Сергеем Витте напоминает об очевидном

Брянские.РФ © 2019

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску