Лемез не для шмураков

ГлавнаяПрямая речьЛемез не для шмураков

Поселок Новый Ропск в Климовском районе — одно из последних мест в области, где старики еще помнят секретный язык шаповалов.

Знаменитый брянский краевед Тиханов в конце девятнадцатого века записывал и даже брошюрку — теперь это редчайшая вещь выпустил — о загадочном языке шаповалов, который был некогда специально придуман, чтобы не зависеть от сильных мира сего, понимать друг друга лишь тем, кто был в эти тайны посвящен.

И сколько же бурь потом над нашей Брянщиной пронеслось, а тот языка не забыт. В свое время Марина Балева, завуч местной школы, помогла отыскать старожилов-ропчаков, а заодно и экскурсию по поселку устроила. В Новом Ропске более тысячи жителей, в старину, а селу более 400 лет, места здесь считались глухоманью.

Откуда пошел тайный язык, на то у старожилов-ропчаков разные мнения. Баба Шура так от стариков слыхала: давным-давно, когда на месте нынешнего Ропска были еще болота и непроходимые леса, жили здесь лихие люди, жулики-разбойники. Вот от них-то в наследство и остался секретный лемез (язык, по-нашему).

Дед Сергей говорит, что лемез принесли с собой пришлые люди из Сибири. Но оба потомственных шаповала-куропца сходятся в одном: язык был уже тогда, когда Ропска еще в помине не было. А когда его не было? Старый Ропск, к примеру, впервые в летописи упоминается аж в 1159 году!

Хусый сморщ

Старики вспоминают, что в начале прошлого века в Новом Ропске было четыре церкви, по-куропски — яхвески. Жили здесь купцы и ремесленники, случались бойкие ярмарки и веселые гулянья под гармошку. А уж мастеров-шаповалов: катрушников, валяльщиков, шерстобитчиков, умевших сладить из вовны — овечьей шерсти — валенки, шапки и рукавицы, было почитай едва ли не полсела. И секреты обработки шерсти, равно как и тайный язык, передавались из поколения в поколение, а как же без этого?

Поедут, бывало, куропцы в дальние села валенки валять, живут там и месяц, и два — пока всех желающих не обуют. Кочуют из хаты в хату, от одного хозяина к другому. Иная хозяюшка покормит сытно, постелет мягко (ой, было отчего волноваться шаповальским женам!). А другая наварит щи, хоть портянки полощи, да все зыркает, как бы чужаки не съеперили чего-нибудь да на девку-невесту не больно заглядывались. Сидят катрушники, деревянными карабками в мисках плещутся — ни мясинки, ни жиринки. А дома-то, небось, ряха лупиху с кресом матрает.
— Ой, хусый сморщ!
— Зато шихта у показника дюже шпинская! Красимная…
Встрепенется баба: «О чем это вы, шаповалы?» — «Да обед твой, хозяюшка, хвалим!» А вернутся до дома до хазы мужики, ряхи им на радостях и картошки с салом, и гардеману бутылочку — матрайте на здоровье, кормильцы!

Случались и курьезы. Как-то зашел к катрушникам в паруту (мастерскую) поп. Те лишь хмыкнули:
— Надо ж! Прихлал кочет, сепет, как мы максаем.
— Ничего! Посепет-посепет, да и похлает.
А батюшка в ответ:
— Хлопцы, а я все скумаю, что вы тербуете…
Нужен ли здесь перевод? Разве что объяснить, кто такой кочет.

Не стал богат, а только горбат

Где, в каких краях носило шаповалов, можно только догадываться. Баба Шура говорит, что ездили они торговать в Гомель, в Унечу, в Клинцы. Видно, бывали и подальше: специалисты обнаруживают в словах шаповальского языка латинские, греческие, немецкие, венгерские, тюркские… и даже цыганские корни. К примеру, число 10 по-куропски — «деканка», а ребенок, малыш — «микроня».

А как гоняли их в свое время за торговлю валенками! Собака кошку так не гоняет. Не оттого ли и милиционер, и собака звучат по-куропски одинаково — скиц? Баба Шура прекрасно помнит, как еще до войны сосед за собственноручно изготовленные антюхи пять лет тюрьмы схлопотал. Вот когда тайный язык снова пригодился куропцам. На рынок больше одной пары валенок не брали, стояли, озираясь по сторонам:
— Бальбечка, скиц хлает!

Лет пятьдесят назад приезжали к отцу бабы Шуры, Кондратию Афанасьевичу Шаповалову, сотрудники музея, спрашивали старинные вещи. Самовар-дулесник — нет, не то; показал на прялку — тоже уже есть. Тогда полез Афанасьевич на чердак и нашел там пыльную, битую молью войлочную шапку-коломок:
— Вот еще такое добро имеется…

Музейщики руками всплеснули:
— Так это нам и надо!
Дед Сергей тоже потомственный шаповал. Только прошли те времена, когда по силам ему было валять по паре антюхов в день. Руки уже не те, здоровья нет. Да и кому теперь нужны валенки?
— Антюхов теперь стыдятся, кожаные лапухи подавай…

А работа катрушника — врагу не пожелать: грязная, тяжелая. Шерсть чистят, чешут, бьют, снуют, мнут, топчут, катают-валяют, кипятком и кислотой обрабатывают… И все это обычно в хате, не у всякого мастерская есть. Пыль столбом, едкий пар, кислота полы проедает, шерсть — везде, даже в чугунках с едой.
— Хусая мащерка! — улыбается дед. — Ни один шаповал не стал богат, а только горбат.

Срамные слова

Как ни выпытывала я у бабы Шуры и деда Сергея про «срамные и поганые» слова, — не признались. Есть и такие: «А як же!» Одно словечко жена деда Сергея все же подсказала: «копша». Во-первых, называли так шаповалы сам предмет — чтобы в точку попасть. А во-вторых, обзывали этим словом девок да баб, у которых на этот предмет слабинка была. Как еще бранились ропчаки? Начнут их чужаки дразнить:
Дрынь-дрынь, шаповалы!
Лучком закусил,
В штаны напустил!
А куропцы за словом в карман не лезут:
— Полобзай меня в риховку!
Не поймет дурак-шмурак, куда лобзать, так его в риховку еще и пошлют!
***
К слову, еще в 1890 году исследователь Ф. Николайчик писал о ропских шаповалах следующее:

«…Ходят они для единственного занятия: „бить вовну“. Берут с собой единственный инструмент, „лук“; инструмент этот похож на огромный смычок, аршина два с половиной, в котором вместо волоса натянута толстая струна. Лук привешивают к стене в горизонтальном положении, подстилают под него решетку из лучины, которая по миновении надобности свертывается в трубку вокруг лука. На решетку накладывается „вовна“, лук поддерживается одной рукой так, чтобы струна касалась „вовны“ (шерсти), другой рукой струну при помощи деревянной зацепки оттягивают. От сотрясения спущенной струны шерсть разбивается, а струна издает при сотрясении бревенчатый звук».

Если верить Брокгаузу и Эфрону, куропский лемез родственен другим тайным языкам лобурской мови подольских лирников, любейскому белорусских старцев, харьковских немлей, и другим. Только фонетика у подольских лирников — малорусская, а у новоропских шаповалов и белорусских старцев — белорусская. Грамматика и все строение речи — чисто русские, а отдельные слова и корни слов заимствованы из других языков или придуманы.

Где, в каких краях носило шаповалов, можно только догадываться, специалисты обнаруживают в словах шаповальского языка латинские, греческие, немецкие, венгерские, тюркские… и даже цыганские корни. К примеру, число 10 по-куропски — «деканка», а ребенок, малыш — «микроня», камень — «питрус».

Но даже невооруженным глазом видно, что некоторые слова имеют русские корни. Сами жители удивительного села считают, что живут они не в Ропске, а в Куропске. Просто прибавляют для конспирации к названию «ку — » или другую бутафорскую приставку («кусотня», «кузавтра», «кудень», «свиргород»).

В некоторых словах для путаницы переставлены местами буквы или добавлена лишняя («говордить», «тербует», «кербуль» — «рубль», «ласома» — «солома»).

Или буквы заменены («ночь» — «морчь», «сковдин» — «один», «сморщ» — «борщ», «дурак» — «шмурак»).
Видно, что с русской смекалкой и фантазией придуман тайный словарь.

При подготовке материала использованы публикации с сайтов «Собкор. Ру», и «Российская газета»

На фото: жители поселка Новый Ропск 

 957 Опубликовано: 02.10.2016 | Рубрики: Прямая речь | Метки: ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Забытое незабытое

Опубликовано 07.01.2018

Семейные истории, сохраненная память – это то, что, собственно, и отличает нас от животных

«Октябрь» : Кино нашей юности

Опубликовано 27.11.2017

 Как строили,   как  восстанавливали и  как сносили знаменитый  кинотеатр «Октябрь» в Брянске  — статья нашей читательницы

Не возгордись

Опубликовано 02.04.2017

Памяти поэта Евгения Евтушенко (18 июля 1933 −1 апреля 2017 гг).

Что мы знаем о Куликовской битве

Опубликовано 18.07.2017

Обсуждаем двухтомник о знаменитом сражении нашего земляка, историка Александра Журавля.

Брянские.РФ © 2020

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску