Этот удивительный Прохоров

ГлавнаяДатыЭтот удивительный Прохоров

Исполнилось 75 лет со дня рождения народного артиста России Валерия Прохорова (1941-2008 годы). Многие годы его творческой биографии связаны с Брянским театром.

Прохоров: «Если захотеть, то и в провинции можно найти столицу, и в столице — провинцию. Я с уважением отношусь к любому актеру, если он — трудяга. А уж в провинции актер трудится — дай Боже! В Брянске, например, в год было семь премьер, восьмая — сказка. При этом актеров в театре было не так много, каждый был всегда занят. Можно было бы и поменьше».

…В одной из прощальных статей о Валерии Прохорове было написано: «Зритель, которому не довелось увидеть его на сцене, обделен навсегда». Добавлю, что теперь навсегда обделены и все те, кто его знал и любил. Остаются лишь воспоминания. О спектаклях, где он играл, которыми невозможно было насытиться, и поэтому ты готов был на следующий же день бежать в этот театр снова. О встречах: редких, но значительных и памятных. О его необыкновенном человеческом и сценическом обаянии. О его глазах: добрых, мягких, умных, ироничных. В последнем по времени выхода спектакле театра «Около» — «Старый, забытый…» — у Прохорова не было текста. Были только эти самые глаза. Стоя на сцене среди поющих юных «погребничек», народный артист безмолвно передавал своим молодым коллегам некую «эстафету». И это молчаливое напутствие и для них, и для зрителя значило гораздо больше, чем самые высокие слова, сентенции и заветы.

В Москве, куда он приехал вслед за Погребничко, в театре «Около» не ставилось по семь премьер в год. Но каждый их спектакль становился событием. И пусть в зале помещалось чуть больше ста зрителей (а сейчас, после пожара, на Малой сцене — и того меньше), для Прохорова это не имело никакого значения: «Если театр серьезный, то не важно, в провинции он или в Москве, тысяча в нем мест или сто. Серьезный театр — это тот, где люди, и прежде всего руководитель, занимаются своим делом серьезно». Как тут не вспомнить чеховского Дорна, которого Валерий, как мне кажется, не сыграл: «Только то прекрасно, что серьезно»!

Тандем Погребничко-Прохоров — хорошая иллюстрация к диалектическому закону единства и борьбы противоположностей. Один, по мнению многих, — воинствующий формалист, в спектаклях которого актеры порой двигаются, как солдаты на плацу: «шаг влево, шаг вправо — считается побег». Второй — уникальный мастер психологического театра, способный к магическим перевоплощениям. А вот, поди ж ты: сошлись! И порой один без другого не воспринимался. За волшебным превращением Прохорова из Аркашки Счастливцева в Раису Павловну Гурмыжскую в потрясающем «Лесе», который был назван строчкой из Островского «Нужна трагическая актриса», невозможно было наблюдать без трепета, а порой и «священного ужаса».

Глядя на эту фантасмагорию, подумал, что недаром в средние века ортодоксальные церковники гнобили лицедеев и даже хоронили их за пределами кладбищ. Потому что, когда в финале спектакля артист в мановение ока перетекал из одной «шкуры» в другую и обратно, начинало явно попахивать дьявольщинкой. (Моя мама после этого спектакля с беспокойством спросила: почему на поклоны вышла только Гурмыжская без Аркашки.) В разговоре с Валерием Викторовичем я высказал мысль, что их театр представляет собой некий «наркотик», что в нем есть нечто притягательное, завораживающее. Мой собеседник «наркотическую тему» проигнорировал. Но попытался раскрыть секрет: «Мне думается, что здесь происходитобоюдная работа со зрителем. Может, потому, что театр не трибуна. Но контакт между зрителем и исполнителем порождает конфликт. Зритель как бы говорит: «Играйте, но меня все равно не обманешь!» А актеры отвечают: «Да, мы согласны…. И все-таки я Гурмыжская!». Думается, что в этой незамысловатой формуле — суть театра, как такового.

Я спросил Валерия (он настаивал, чтобы я называл его именно так, без отчества), согласился бы он, например, на роль Гамлета, если бы Юрий Погребничко ее ему предложил. И получил утвердительный ответ. Я стал возражать, дескать, у Шекспира Гамлету вовсе не 60 лет, а несколько поменьше. Прохоров, не раздумывая, ответил: «Я — исполнитель. Гамлет — это состояние ума. Так почему любой актер не может пытаться играть этого персонажа собственными средствами, попытаться воплотить его в этом пространстве?!» «А если вам предложат Ромео или Офелию, тоже согласитесь?» — не унимался дотошный интервьюер. «Конечно. Я ведь актер?! Какая актеру разница, кого играть: собаку, Аркашку или пенек обмоченный?» И при этом повторял, что главное в профессии — не вдохновение, а ремесло. Говорил, что надо наизусть знать роль, мизансцены, шаги и даже дыхание. «Может быть, на каком-то спектакле не будет вдохновения, но будет точный персонаж, наполненный тобой. Думаю, что это важнее.

Надо играть правильно. А репетиция — это накопление опыта. Из этого возникает профессия». Персонаж, наполненный тобой, — это звучит дивно! Точность, выстроенность, расчет — хорошие, правильные слова. Но как описать волшебство, которое рождалось в результате этой кажущейся расчетливости и правильности?! Вспоминаю ощущения от его игры и безуспешно пытаюсь передать их на виртуальной «бумаге»: поверить алгеброй гармонию не удается. Потому что, как написала в статье памяти Валерия Прохорова критик Алена Солнцева, в этих спектаклях было
«только чувство, ощущение, звук, воздух, дрожание атмосферы, и этим удивительно владел Валерий Прохоров. Кто видел, вспомнит, а кто не видел, тому не объяснишь…»

Партнер Валерия по театру «Около» Алексей Левинский сказал мне как-то, что Прохоров — актер ХХI века. И что главная особенность этого артиста — всегдашняя абсолютная внутренняя готовность к работе, к репетиции, пребывание в надлежащем настроении и состоянии. Я спросил Валерия, как это достигается? Что делать, если на душе кошки скребут, сплошная чернота, а надо на репетицию идти или играть веселую комедию? Как настроить себя? Он упомянул некие упражнения, которыми постоянно занимался, насколько хватало сил. Признался, что старается воспитать в себе готовность направить свою энергетику в нужное русло. «Постараться отбросить хаос в душе, в голове. У Гурджиева, Успенского это хорошо и подробно описано». Я спросил Валерия, всегда ли у него это получается? Он лукаво улыбнулся, вздохнул и ответил: «Никогда».

Народный артист России, лауреат Госпремии Валерий Викторович Прохоров до конца своих дней продолжал записывать в свою сокровенную тетрадь то, что говорил на репетициях его друг и художественный руководитель Юрий Погребничко. Я недоуменно спросил: «Зачем?» Ответ последовал незамедлительно: «Чтобы читать».
— И что, читаете иногда?
— Читаю. Даже студенческие тетрадки интересно перечитывать. Думаю: хорошо, что записывал за Розой Абрамовной Сиротой!

Этот гениальный артист был вечным учеником. И настоящим рабочим человеком театра. Не считал, что обладает какой-то особой энергетикой, актерским магнетизмом. «Моя участь — работа», — так он завершил нашу беседу. В уже процитированной статье АленыСолнцевой о Валерии Прохорове есть роковые слова: «Он был одним из оснований театра Погребничко».
Уповаю на то, что с его уходом это основание не пошатнется.
Павел Прикладов

Справка. Народный артист России ПРОХОРОВ ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ ( 1941- 2008)
В 1967 году окончил ЛГИТМиК, курс Владислава Андрушкевича и Розы Сироты.
С 1967 по 1970 годы был актёром Псковского драматического театра.
С 1970 по 1988 годы работал в театрах Брянска и Камчатки.
В 1988 году и до конца своей жизни работал в Московском театр «Около дома Станиславского», стал ведущим актёром труппы.
В кино исполнял роли простых деревенских мужичков. Самые заметные роли — в фильмах «Чужая сторона», «Лихая парочка», «Смиренное кладбище».
Валерий Прохоров поменял множество театров, но в последние годы не мыслил себя без режиссёра Юрия Погребничко, без Театра «Около дома Станиславского». Он обладал удивительной способностью без слов рассказывать историю жизни человека, филигранно владеет искусством паузы.
Актёр создавал образы, в которых переплетаются мечта и реальность, чёрное смешивается с белым. В спектакле «Молитва клоунов» по пьесам Чехова Прохоров играл сразу несколько ролей: доктора Чебутыкина, танцующего цыганский танец, профессора Серебрякова в черном цыганском парике, директора пёстрой клоунской труппы, сидящего в позе лотоса и повторяющего своё загадочное упражнение.
Лучшая роль в кино — Иван Чашкин в картине «Чужая сторона». Его герой, рабочий из сибирского поселка, спешит на похороны своей матери в Подмосковье. Но в тот же день в Москве хоронят Брежнева, и это создает многочисленные препятствия на пути Чашкина.
Ушёл из жизни 27 марта 2008 года. Похоронен в Брянске

 734 Опубликовано: 13.08.2016 | Рубрики: Даты | Метки: , , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Побеждает доброта

Опубликовано 17.02.2017

17 февраля хорошие люди во всем мире отмечают День доброты. Все вспоминают о добрых людях, вот и мы вспомнили.

Запретный дневник майора НКВД Шабалина

Опубликовано 07.09.2016

К 75-летию страшных событий отступления Красной армии на Брянщине осенью 1941 года.

Какое сложное явленье – дерево

Опубликовано 10.08.2017

Перечитываем письма эколога Игоря Шпиленка ( 1983 год), которые больше тридцати лет назад дали толчок к созданию брянского заповедника

Юбилей органа компартии

Опубликовано 15.09.2017

Исполнилось 100 лет со дня выхода первого номера газеты «Брянский рабочий»

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску