Красные самолеты над Брянском

ГлавнаяДатыКрасные самолеты над Брянском

8 июня 1923 года в нашем городе прошло учредительное собрание местного отделения Обществ друзей воздушного флота. В «Брянском рабочем» появилась заметка «На красные самолеты!»

В нескольких строках кратко были выражены и суть, и программа нового общества: «Создание Красного Воздушного флота, который мог бы защитить нашу страну от империалистических хищников, является очередной и насущной задачей… Но наше пролетарское государство не обладает теми средствами, которые для этого необходимы. Вот почему в этом деле должны принять участие все граждане СССР, и в первую очередь рабочие и крестьяне. Рабочие Брянского Красного мехартзавода (сейчас это «Брянский Арсенал». — Авт.) уже сделали почин в деле помощи воздушному флоту — воскресник».

Почти в каждом июньском номере «Брянского рабочего» за тот год можно найти информации о появлении все новых и новых ячеек ОДВФ.
«Собрание начальников и военкомов частей Брянского гарнизона постановило: старшему и среднему командному и политическому составу записаться немедленно в число членов ОДВФ в обязательном порядке. Среди младшего командного состава и красноармейцев провести разъяснительную работу по вступлению. Младший командный состав будет вступать коллективно, красноармейцы — отдельными строевыми единицами. Комсостав и красноармейцы Брянского губштаба ЧОН все как один записались в ОДВФ. Создана инициативная группа по сбору пожертвований и отчислений на по-стройку самолета. На общем собрании курсантов губпартшколы по докладу тов. Нюрнберга о значении Красного Воздушного флота постановлено: записаться в члены Брянского ОДВФ всем курсантам — 150 человек; повести кампанию о воздухофлоте среди населения подшефной Любохонской волости и поставить платный спектакль и устроить кружечный сбор в пользу флота».

Друзьями воздушного флота становились учителя и военкоматовские работники, сотрудники судов и ГПУ и даже заключенные красноармейцы отдельного штрафного батальона! 26 июня газета вышла с передовицей. Она называлась «Пролетарий, на самолет!».
«В один из самых острых и опасных моментов гражданской войны, когда на Советскую Россию широкой лавой хлынула белогвардейская конница, когда Мамонтов прорвался глубоко в тыл Красной Армии, тов. Троцкий бросил призыв: „Пролетарий, на коня!“. Этот лозунг был встречен насмешками и издевательствами в лагере белых. Они не верили, что пролетарий сумеет оседлать коня и обратить в паническое бегство лучшую казацкую конницу. Но, как по знаку волшебника, выросла из земли буденновская кавалерия и молнией пронеслась по всем фронтам, сметая врага.
Теперь наступил черед другому лозунгу. „Пролетарий, на самолет!“. Рабочий, крестьянин! Стройте самолеты, седлайте стальных воздушных коней! Если к буденновской кавалерии прибавим кавалерию воздушную, у нас будет прочный мир и удесятеренная мощь. Нашей революции нужны крылья, много крыльев!»

Мечтой многих брянцев было поднять в небо аэроплан с именем «Брянского рабочего» на борту. Самолет стоил больше 30 тысяч. Ежегодный взнос члена общества составлял 60 копеек, а для красноармейцев, пионеров и школьников — даже 25. Так что собрать деньги было непросто. Но ровно через два года, в июне 1925-го, город всполошила телеграмма из столицы: «Заказанный вами боевой самолет может быть включен сдаваемую 14 июля эскадрилью условии внесения вами сроку полной стоимости самолета тридцать шесть половиной тысяч немедленно телеграфируйте возможность тчк».

Конечно, наши земляки разволновались. И дело не только в том, что ко Дню Красного Воздушного флота Брянск мог получить на торжества именной самолет. К тому времени наша губерния перечислила в Москву только 21 тыс. 203 руб. 10 коп. Не хватало больше 12 тысяч целковых. Расстроенные земляки отправляют в столицу срочное письмо, в котором спрашивают: «Можете ли вы передать самолет 14 июля без внесения нами недостающей суммы к этому сроку, но при условии внесения ее к концу текущего года?»

9 июля пришел самый доброжелательный ответ. Москва сообщала, что проблем нет никаких: «Сдачу вашего самолета намечено произвести 14 июля, что же касается недостающей суммы, то сообщаем свое согласие на внесение ее не позднее конца текущего года ежемесячными взносами».

В Брянске поднялась радостная суматоха. Подумать только, просторы воздушного океана скоро будет бороздить крылатый красавец «Брянский рабочий»! Но радость была недолгой. Что уж там в Москве так резко изменилось, неизвестно: в облархиве сохранился лишь телеграфный бланк с пометкой «Спешно». Там значилось, что 14 июля сдачи самолетов производиться не будет.

Так и остался Брянск без своего именного аэроплана. Но в День Красного Воздушного флота крылатые машины в небе над нашим городом все-таки появились. 12 июля (решением правительства праздник по СССР шел целых три дня — с 12 по 14 июля) на аэродроме, который тогда находился вдали от города, рядом с Фокинским поселком, собралась целая толпа горожан: рабочие, красноармейцы с непременным духовым оркестром, пионеры, авиахимовцы. Гордым словом «аэродром» звалось просто неровное поле.

Когда вдали послышался стрекот, и из-за леса вынырнули два биплана, толпа заволновалась. Яростно раздувая щеки, музыканты ударили «Встречный марш». Вокруг восторженно замахали фуражками и платками, закричали «ура». Радость собравшихся, большинство из которых впервые в жизни видели летающие машины, трудно представить.

Самолеты, прилетевшие из Смоленска, отважно приземлились на кочковатое поле, покрыв 260 верст пути за 1 час 40 минут. Для тех времен они мчались, как вихрь. Летчиков встречали цветами и овациями. После короткого митинга все столпились вокруг истребителей. Каждому хотелось пощупать их бока, прикоснуться к лопастям пропеллеров, заглянуть в кабину… Какими могучими казались тогда людям эти крошечные бипланы с хрупкими стойками неубирающегося шасси, деревянными пропеллерами и открытыми кабинами!

Но это было еще не все. Собравшиеся на брянском «аэродроме» ждали еще одного крылатого гостя, из самой Москвы. Он появился в полдень. Но, пролетев над собравшимися и покачав крыльями, машина повернула восвояси. Столичный пилот не рискнул садиться на неровную площадку. А смоленские военлеты пару раз отчаянно поднимали с нее свои бипланы и сажали снова.

Вечером аэропланы летали над городом, разбрасывая праздничные листовки, Особенно красив был воздушный финт одного из военлетов, когда его машина пронеслась всего в паре десятков метров над головами горожан, собравшихся в сквере возле Народного дома, устроенного в закрытом соборе на месте нынешнего концертного зала «Дружба».

Боевые машины еще раз появились над городом ранним утром следующего дня. Ревели заводские гудки, начинался новый рабочий день — понедельник, 13 июля 1925 года. Прощально качнув крыльями, «ястребки» взяли курс на Бежицу. Им еще предстояло засыпать листовками улицы, по которым в это время шли к «Красному Профинтерну» рабочие…
Дмитрий Карпов

 756 Опубликовано: 08.06.2016 | Рубрики: Даты | Метки: ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Счастливая жизнь в несчастливые времена

Опубликовано 06.05.2016

Исполнилось сто лет моему  старшему товарищу Юрию Васильевичу Казанцеву. Хороший повод — еще раз вспомнить о славном человеке.

«Не стоило бы жить, если бы не было в мире людей, подобных Вам»

Опубликовано 03.03.2016

Исполнилось 120 лет со дня рождения подвижницы, замечательного брянского краеведа, педагога, внучатой племянницы великого русского писателя Ф.М. Достоевского Елены Алексеевны Ивановой.

А. К. Последний рыцарь

Опубликовано 05.09.2015

5 сентября — день рождения нашего незнаменито знаменитого земляка.

 Маршал Буденный. Правда и мифы

Опубликовано 27.10.2017

Мы везде ищем для вас интересное и полезное чтение. Эти заметки  — о красном маршале ( ред.: 26 октября — день его рождения), который всех пережил и уцелел в самое страшное время.

Брянские.РФ © 2019

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску