Красные самолеты над Брянском

ГлавнаяДатыКрасные самолеты над Брянском

8 июня 1923 года в нашем городе прошло учредительное собрание местного отделения Обществ друзей воздушного флота. В «Брянском рабочем» появилась заметка «На красные самолеты!»

В нескольких строках кратко были выражены и суть, и программа нового общества: «Создание Красного Воздушного флота, который мог бы защитить нашу страну от империалистических хищников, является очередной и насущной задачей… Но наше пролетарское государство не обладает теми средствами, которые для этого необходимы. Вот почему в этом деле должны принять участие все граждане СССР, и в первую очередь рабочие и крестьяне. Рабочие Брянского Красного мехартзавода (сейчас это «Брянский Арсенал». — Авт.) уже сделали почин в деле помощи воздушному флоту — воскресник».

Почти в каждом июньском номере «Брянского рабочего» за тот год можно найти информации о появлении все новых и новых ячеек ОДВФ.
«Собрание начальников и военкомов частей Брянского гарнизона постановило: старшему и среднему командному и политическому составу записаться немедленно в число членов ОДВФ в обязательном порядке. Среди младшего командного состава и красноармейцев провести разъяснительную работу по вступлению. Младший командный состав будет вступать коллективно, красноармейцы — отдельными строевыми единицами. Комсостав и красноармейцы Брянского губштаба ЧОН все как один записались в ОДВФ. Создана инициативная группа по сбору пожертвований и отчислений на по-стройку самолета. На общем собрании курсантов губпартшколы по докладу тов. Нюрнберга о значении Красного Воздушного флота постановлено: записаться в члены Брянского ОДВФ всем курсантам — 150 человек; повести кампанию о воздухофлоте среди населения подшефной Любохонской волости и поставить платный спектакль и устроить кружечный сбор в пользу флота».

Друзьями воздушного флота становились учителя и военкоматовские работники, сотрудники судов и ГПУ и даже заключенные красноармейцы отдельного штрафного батальона! 26 июня газета вышла с передовицей. Она называлась «Пролетарий, на самолет!».
«В один из самых острых и опасных моментов гражданской войны, когда на Советскую Россию широкой лавой хлынула белогвардейская конница, когда Мамонтов прорвался глубоко в тыл Красной Армии, тов. Троцкий бросил призыв: „Пролетарий, на коня!“. Этот лозунг был встречен насмешками и издевательствами в лагере белых. Они не верили, что пролетарий сумеет оседлать коня и обратить в паническое бегство лучшую казацкую конницу. Но, как по знаку волшебника, выросла из земли буденновская кавалерия и молнией пронеслась по всем фронтам, сметая врага.
Теперь наступил черед другому лозунгу. „Пролетарий, на самолет!“. Рабочий, крестьянин! Стройте самолеты, седлайте стальных воздушных коней! Если к буденновской кавалерии прибавим кавалерию воздушную, у нас будет прочный мир и удесятеренная мощь. Нашей революции нужны крылья, много крыльев!»

Мечтой многих брянцев было поднять в небо аэроплан с именем «Брянского рабочего» на борту. Самолет стоил больше 30 тысяч. Ежегодный взнос члена общества составлял 60 копеек, а для красноармейцев, пионеров и школьников — даже 25. Так что собрать деньги было непросто. Но ровно через два года, в июне 1925-го, город всполошила телеграмма из столицы: «Заказанный вами боевой самолет может быть включен сдаваемую 14 июля эскадрилью условии внесения вами сроку полной стоимости самолета тридцать шесть половиной тысяч немедленно телеграфируйте возможность тчк».

Конечно, наши земляки разволновались. И дело не только в том, что ко Дню Красного Воздушного флота Брянск мог получить на торжества именной самолет. К тому времени наша губерния перечислила в Москву только 21 тыс. 203 руб. 10 коп. Не хватало больше 12 тысяч целковых. Расстроенные земляки отправляют в столицу срочное письмо, в котором спрашивают: «Можете ли вы передать самолет 14 июля без внесения нами недостающей суммы к этому сроку, но при условии внесения ее к концу текущего года?»

9 июля пришел самый доброжелательный ответ. Москва сообщала, что проблем нет никаких: «Сдачу вашего самолета намечено произвести 14 июля, что же касается недостающей суммы, то сообщаем свое согласие на внесение ее не позднее конца текущего года ежемесячными взносами».

В Брянске поднялась радостная суматоха. Подумать только, просторы воздушного океана скоро будет бороздить крылатый красавец «Брянский рабочий»! Но радость была недолгой. Что уж там в Москве так резко изменилось, неизвестно: в облархиве сохранился лишь телеграфный бланк с пометкой «Спешно». Там значилось, что 14 июля сдачи самолетов производиться не будет.

Так и остался Брянск без своего именного аэроплана. Но в День Красного Воздушного флота крылатые машины в небе над нашим городом все-таки появились. 12 июля (решением правительства праздник по СССР шел целых три дня — с 12 по 14 июля) на аэродроме, который тогда находился вдали от города, рядом с Фокинским поселком, собралась целая толпа горожан: рабочие, красноармейцы с непременным духовым оркестром, пионеры, авиахимовцы. Гордым словом «аэродром» звалось просто неровное поле.

Когда вдали послышался стрекот, и из-за леса вынырнули два биплана, толпа заволновалась. Яростно раздувая щеки, музыканты ударили «Встречный марш». Вокруг восторженно замахали фуражками и платками, закричали «ура». Радость собравшихся, большинство из которых впервые в жизни видели летающие машины, трудно представить.

Самолеты, прилетевшие из Смоленска, отважно приземлились на кочковатое поле, покрыв 260 верст пути за 1 час 40 минут. Для тех времен они мчались, как вихрь. Летчиков встречали цветами и овациями. После короткого митинга все столпились вокруг истребителей. Каждому хотелось пощупать их бока, прикоснуться к лопастям пропеллеров, заглянуть в кабину… Какими могучими казались тогда людям эти крошечные бипланы с хрупкими стойками неубирающегося шасси, деревянными пропеллерами и открытыми кабинами!

Но это было еще не все. Собравшиеся на брянском «аэродроме» ждали еще одного крылатого гостя, из самой Москвы. Он появился в полдень. Но, пролетев над собравшимися и покачав крыльями, машина повернула восвояси. Столичный пилот не рискнул садиться на неровную площадку. А смоленские военлеты пару раз отчаянно поднимали с нее свои бипланы и сажали снова.

Вечером аэропланы летали над городом, разбрасывая праздничные листовки, Особенно красив был воздушный финт одного из военлетов, когда его машина пронеслась всего в паре десятков метров над головами горожан, собравшихся в сквере возле Народного дома, устроенного в закрытом соборе на месте нынешнего концертного зала «Дружба».

Боевые машины еще раз появились над городом ранним утром следующего дня. Ревели заводские гудки, начинался новый рабочий день — понедельник, 13 июля 1925 года. Прощально качнув крыльями, «ястребки» взяли курс на Бежицу. Им еще предстояло засыпать листовками улицы, по которым в это время шли к «Красному Профинтерну» рабочие…
Дмитрий Карпов

 644 Опубликовано: 08.06.2016 | Рубрики: Даты | Метки: ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

И что делать в Рогнедино?

Опубликовано 21.05.2017

Для сравнения: бюджет маленького района с заявленными доходами в 114 млн. рублей на 2017 год меньше чем, к примеру, за год у не самого богатого в области  народного депутата Игоря Курова. Тут — целый район, там — всего один человек. 

75 лет доктору Олегу Оксаченко

Опубликовано 15.02.2016

На корпусе Брянского областного противотуберкулезного диспансера открыта мемориальная доска в память об Оксаченко.

Необыкновенная!

Опубликовано 02.06.2017

Исполнилось 150 лет со дня рождения известной русской меценатки, художницы, собирательницы прикладного искусства княгини Марии Клавдиевны Тенишевой (1867-1928).

На ковре и под ковром

Опубликовано 24.09.2016

Исполнилось 60 лет известному брянскому бизнесмену и политику Бийгиши Бадырханову.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску