Почему исчез город Бежица

ГлавнаяДатыПочему исчез город Бежица

Исполнилось 60 лет со дня упразднения города Бежицы и включения его в город Брянск. Для бежицких патриотов — это до сих пор черный день.

В отличие от Брянска, возраст которого числят в тыщу лет, Бежица молода, зачинена бы в начале 70 годов девятнадцатого века исключительно в прагматических целях. Как рабочий поселок при новом огромном заводе-будущем БМЗ. И вот этот поселок в короткие сроки и по населению, и главное — по количеству денег, проворачиваемых здесь очень скоро обогнал сонный Брянск.

Промышленник Губонин, азартный делец, выжига вслед за дорогой завел под Брянском про запас большую лесопилку, а потом, подумавши, вместе с московским инженером Голубевым решил рискнуть и построить рельсопрокатный завод.

Составили акционерное общество, под будущие прибыли собрали на дело огромные, невозможные для Брянска деньги. При этом капиталисты про город Бежицу не думали, они лишь строили завод, чтобы делать и продавать рельсы, только и всего.

В 1898 году на заводе трудилось почти одиннадцать тысяч работников (Прим.: сегодня на БМЗ их меньше пяти). По опубликованному отчету Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода за 1896 год о распределении между акционерами валовой прибыли, за год она составила более трех миллионов рублей — это примерно сто годовых бюджетов соседнего Брянска.

Уездный Брянск, хотя находился всего в восьми верстах, был ужасно далек от этой непонятной жизни, ее не принимал и понять не мог: Брянск жил прошлым, а здесь, в Бежице, к слову, поселок стали называть Бежицей только в 1889 году, нарождалось тревожное и беспокойное будущее, новая Россия.

Когда вы приезжаете в Москву на Киевский вокзал, который прежде, к слову, назывался Брянским, знайте и порадуйтесь, что ажурные перекрытия вокзала были изготовлены на Брянском заводе. И многие знаменитые в России старинные железные мосты, которые и сегодня в работе, сделаны из клепаных балок на Брянском заводе.
Впервые паровозы в России, до революции их сделали почти три тысячи, начали производить именно на Брянском заводе, а паровоз «Б» инженера Н. Денисова стал самым мощным для своего времени, развивая скорость до 120 километров в час. В 1882 году на Всероссийской выставке в Москве Брянский завод показал удивительный рельс длиной в 28 сажен, весом в 105 пудов. Он был согнут в жгут и нигде не треснул — вот какая сталь!

Есть стойкое заблуждение: дескать, Бежица быстро приняла революцию и большевиков. Это не так, в Бежице были очень сильны меньшевики — из заводских инженеров и техников, а большевистским стал Брянск, в котором в смутную пору стояло более двадцати тысяч солдат.

Эти города и в советское время жили рядом, но не вместе: губернский, потом районный, потом областной Брянск и промышленная Бежица, управляемая напрямую из Москвы. При этом куда более богатая, чем Брянск. И каждого города было все свое. Главная бежицкая футбольная команда называлась «Дзержинец», а в Брянске — «Динамо». После войны БИТМ считался куда круче Лесного института, а кинотеатр «Победа» — никак не хуже «Октября». Брянск, рассказывал старожил Наум Непомнящий, считался городом чиновников и мещан, а все культурные новости шли из Бежицы. Здесь был свой хороший драматический театр, который закрыли после объединения.

Объединение Брянска и Бежицы продавил в Москве обком партии. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 2 июня от 1956 года города объединили. «Брянский рабочий» тут же тиснул заметку, что трудящиеся с большим удовлетворением встретил решение об объединении городов.

Против выступил первый секретарь Бежицкого райкома Мордвинкин, его тут же сняли с работы, а про него написали фельетон. Кстати, конкурента — газету «Бежицкий рабочий» закрыли в том же 1956 году, из экономии средств. В итоге протяженность большого Брянска выросла до 32 километров. Оказалось, что управлять таким нескладным городом чрезвычайно сложно, но назад было отыграть нельзя.

Автор книги книги «Бежица» Светлана Кизимова, убеждена, что Бежица от объединения ничего не приобрела, просто Бежица стала донором бюджета всего Большого Брянска. Тем не менее, несмотря на объединение Бежица с 60-х годов проводила праздничные демонстрации у себя. Этому было практическое объяснение, — слишком хлопотно было доставлять демонстрантов в Брянск, а бежицким — хоть такой, но повод для скромной гордости.

Ныне бежицкий сепаратизм имеет скорее культурные ноты. Истинный бежичанин ищет квартиру только в своем районе. В восьмидесятые годы руководство Бежицкого райкома партии получило выговоры за самоуправство, но сумело организовать, в ответ на открытие фонтана на Набережной, свой, бежицкий фонтан, в центре района у проходных БМЗ
Ну и понятно, настоящий бежичанин до сих считает улицу Куйбышеву самой лучшей в Большом Брянске.
Ю.Ф.

 2407 Опубликовано: 02.06.2016 | Рубрики: Даты, Обсуждаем новости | Метки: , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Мифы и правда о Большом терроре

Опубликовано 31.07.2017

80 лет назад Политбюро утвердило секретный приказ «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

И что делать в Рогнедино?

Опубликовано 21.05.2017

Для сравнения: бюджет маленького района с заявленными доходами в 114 млн. рублей на 2017 год меньше чем, к примеру, за год у не самого богатого в области  народного депутата Игоря Курова. Тут — целый район, там — всего один человек. 

Легендарный летчик Камозин

Опубликовано 16.07.2016

16 июля — день рождения нашего земляка, дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина (1917-1983).

В Трубчевске вместо Украины

Опубликовано 15.09.2017

Исполнилось 80 лет со дня рождения  брянского писателя, члена Союза писателей России Дмитрия Стахорского

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску