Оказались на оккупированной территории

ГлавнаяПрямая речьОказались на оккупированной территории

На канале НТВ в канун Дня Победы дубровские краеведы приняли участие в шоу «Место встречи». Специальная передача была посвящена очень непростой теме — повседневной жизни мирного населения на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны.

Тогда на оккупированных территориях оказалась треть населения Союза. Это про них потом, десятилетиями после войны, говорили (или писали) как об оставшихся (будто по своей воле, по личному выбору) на оккупированной территории. Это было как клеймо, но все ли были виноваты, что не смогли уйти на восток? А тогда перед ними встала глобальная проблема — как жить и выжить в новых условиях.

На НТВ нас позвали обсудить новый фильм о Великой Отечественной войне «Я — Учитель» Сергея Мокрицкого, хорошо известного по фильму «Битва за Севастополь».

Действие в фильме «Я — Учитель» разворачивается в маленькой деревне, захваченной немцами. Главный герой Пётр Зубов — простой учитель, мягкий, скромный человек. Наступила война, но он вначале решил поставить себя вне политики: если вести себя тихо и не перечить немецким властям, тебя не тронут. Но череда событий в корне меняет его жизнь, возвращая в реальный мир, где идёт война, где враг демонстрирует истинное лицо, где невозможно бездействовать, оставаясь в стороне. Здесь нужно бороться за свою семью, любовь, Родину, свои идеалы и принципы. Перед главным героем встает непростой духовный и нравственный выбор: или приспособиться и выживать, или не поступаться принципами и начать опасную борьбу…
По словам Александра Ковтунца, генерального продюсера фильма и исполнителя главной роли:

«Задумывая эту историю, создатели хотели рассказать о войне с позиции нетипичного героя, обычного человека, абсолютно далекого от героических поступков. На что способен такой человек, поставленный в ситуацию выбора — либо выживать и приспосабливаться, либо не предавать самого себя и своих близких? В этом смысле фильм затрагивает самое сокровенное в каждом из нас».

В ток-шоу приняли участие дети войны, пережившие оккупацию, политики, учёные, преподаватели, писатели, журналисты, кинематографисты. Кто-то резко осудил фильм и потребовал запретить его показ, кто-то соглашался, что фильм хороший, но показывать его в канун Дня Победы идеологически неверно, кто-то, напротив, призывал к широкому показу и обсуждению картины в молодёжной аудитории. Разные мнения, точки зрения, подходы, выводы.
Тема действительно очень сложная, долгие годы находившаяся под запретом, да и сейчас ещё многие архивы, которые позволили бы исследователям расширить и углубить знания о войне, закрыты.

Хочу привести слова немецкого учёного Б. Кьяри, которые, на мой взгляд, очень образно и в тоже время очень точно показывают дилемму повседневной жизни мирного населения на оккупированной территории:

«Общество военного времени напоминает плот, который всё дальше уносило бурной рекой. Сила воды была столь велика, что ни один человек не мог достичь спасительного берега. Плот нёсся через пороги и на водопадах ломался кусок за куском. С каждым разом к людям приближалось уничтожение. Некоторые отчаявшиеся привязывали себя к стволам, другие спрыгивали в ревущий поток, чтобы вскарабкаться на скалистые берега, иные же сообща сталкивали в воду своих товарищей по несчастью, чтобы уменьшить вес плота».

Тогда были такие, кто встречал оккупантов хлебом-солью и шёл на активное сотрудничество с ними: доносили на соседей, шли на службу в рай-(гор-) управы, полицию, «народную милицию», в старосты, бургомистры, участвовали в еврейских погромах, карательных экспедициях против партизан, расстрелах мирного населения, поисках укрывавшихся советских военнопленных, военных разведчиков и диверсантов, заброшенных на оккупированную территорию.

Вспомним Локотское самоуправление, РОНА Бронислава Каминского, Тоньку-пулемётчицу, о которой сегодня многие наши соотечественники узнали благодаря телесериалу «Палач». Брянских следователей, работавших с Антониной Макаровой-Гинзбург в 70-е гг., приводили в замешательство и ужас признания карательницы: «Мне казалось, что война всё спишет… Я просто выполняла свою работу, за которую мне платят…»

Мотивы у коллаборационистов были разные: принуждение оккупантов, попытки обеспечить личную безопасность и безопасность семьи, улучшение материального положение, повышение социального статуса, сведение личных счётов, обида на советскую власть.

Но гораздо больше оказалось тех людей, кто был готов на сопротивление врагу: пассивное (саботаж, плохое качество работы, сокрытие своих профессий, отказ от работы под разными предлогами, помощь партизанам, военнопленным, евреям) и активное (мощное партизанское и подпольное движение). Благодаря этим героям, известным и неизвестным, война приобрела народный характер, стала поистине Отечественной и окончилась Великой Победой.

Мы, дубровчане, оказались в числе гостей, приглашённых на ток-шоу «Место встречи». Организаторы программы стали искать реальные истории, схожие с сюжетом фильма «Я — Учитель», и нашли на сайте «Бессмертный полк» информацию, размещённую школой о наших учителях-организаторах Дубровского подполья в годы оккупации А.П. Сергутине, Н.П. Макарьеве, И.И. Перхунове, З.Н. Кулдыкиной, А.И. Кабанове, об учителях-партизанах К.А. Толкачёве, И.Д. Зятеве. Позвонили в школу и пригласили на передачу внука руководителя Дубровской подпольной организации А.П. Сергутина Михаила и правнука Ярослава, ученика 9 класса.

Алексей Павлович Сергутин — легендарная личность в нашей дубровской истории, имя которого, к сожалению, до сих пор нигде не увековечено. (Следует сказать, что впервые о Дубровском и Сещинском подполье, о подвиге дубровских учителей-патриотов, о судьбе А.П. Сергутина рассказала Елена Алексеевна Иванова, внучатая племянница Ф.М.Достоевского, учитель, краевед-исследователь, о которой мы недавно писали в связи со 120-летием со дня её рождения.) Он родился в 1908 году. Долгое время работал токарем на Брянском заводе в Бежице, а потом приехал в Дубровку и преподавал черчение и труд в Дубровской средней школе. Когда началась война, Сергутин, которого по болезни не взяли на фронт, стал проситься в партизанский отряд, создаваемый Ф.С. Данченковым. Но тот сказал, что гораздо больше пользы учитель принесёт в Дубровке, если возглавит процесс создания подпольной организации.

После встречи с Данченковым Сергутин обошёл дома своих друзей, коллег, знакомых, которым доверял, и отобрал верных людей. Сам устроился на работу в райуправу (фашисты как раз создавали местные органы власти из лояльных к ним людей), стал районным инспектором по мельницам. Немцы тщательно проверяли его, прежде чем приняли в управу. Расспрашивали рабочих в Бежице, возили его на беседу в канцелярию СД в Олсуфьево, Рославль и Брянск. Затем выдали ему круглосуточный пропуск по всему району. Это было большой победой подпольщиков.
Сергутин расставил на мельницах своих людей: А.Д. Лучина, С.В. Манухина, А.И. Куцанова и других, которые снабжали мукой партизан, их семьи и семьи красноармейцев. В каждый из отделов райуправы Сергутин направил кого-то из подпольщиков: отдел культуры возглавил А. Кабанов, здравотдел — Н. Грабарь, отдел заготовок — И. Хапуженков, финотдел — Н Горбачёв, главным ветврачом стал И. Новиков, главным зоотехником — Г. Сафронов, главным агрономом — В. Качанов. Так было сформировано Дубровское подполье.

Во главе Дубровской подпольной организации стояла руководящая пятёрка: А.П. Сергутин — руководитель, А.И. Кабанов — секретарь, И.Ф. Жариков — организатор молодёжи и руководитель диверсионной группы, Н.П. Макарьев заведовал агитационно-массовой работой, его заместителем был И.И. Перхунов.
Не щадя себя, Сергутин укреплял подполье. Существовала строгая дисциплина и конспирация. Подпольщики были разделены на группы, не знавшие о существовании друг друга. Все нити сходились в руках Алексея Павловича. Подпольщики его очень уважали. Друзья называли Сократом за светлый ум и необыкновенную волю.

В доме у Сергутина часто собирались люди. В комендатуре он выхлопотал разрешение на организацию шахматных турниров. Так проходили встречи подпольщиков. Отсюда они шли к людям, распространяли листовки, советские газеты, сводки Совинформбюро, помогали семьям красноармейцев уходить в лес, снабжали партизан необходимыми сведениями о движении вражеских эшелонов, машин, воинских подразделений, добывали бланки документов, справки, деньги, медикаменты, продукты. Подпольщики всегда вовремя предупреждали партизан о готовящихся карательных экспедициях.

Сергутин, пользуясь правом свободного передвижения по всему району, оборудовал свою бричку двойным дном и сам лично провозил из леса взрывчатку, газеты, листовки, а партизанам — собранные разведданные, карты-схемы, вычерченные подпольщиками, бланки документов, деньги, продукты, медикаменты. Таким образом он выполнял ещё и роль связного.

Осенью 1942 года фашисты узнали о существовании Дубровского подполья. Сергутин был предупреждён о готовящемся аресте и переправлен в лес, к партизанам. Там он стал отважным разведчиком. Несмотря на разыгранный спектакль с якобы нападением партизан на мельницу и захватом инспектора Сергутина в плен, о чём рассказал фашистам захваченный вместе с ним, но «счастливо» бежавший полицай, над семьёй руководителя подполья нависла угроза. Фашисты забрали вещи, угнали корову, откопали и увезли спрятанный хлеб, избили стариков, подвесили на цепи старшего сына Сергутиных Аркадия и пытали его. Так гитлеровцы расправились с семьёй патриота.

9 августа 1943 года Алексей Павлович Сергутин погиб при выполнении боевого задания (по другим данным, был убит предателем). Командир Первой Клетнянской партизанской бригады Ф.С. Данченков так сказал о Сергутине:
«Я знал Алексея Павловича как настоящего большевика, сердцем, душой, каждой клеткой своего тела преданного советской власти, Родине, народу.

Народный учитель… Незримо встают в памяти руководители Дубровского подполья: Алексей Сергутин — погиб в неравном бою, Никифор Макарьев, Иван Перхунов, Андрей Кабанов — замучены в застенках гестапо … Андрей Митракович, Пётр Мартынов, Константин Толкачёв, Иосиф Зятев, Максим Отороков… Многие учителя Дубровского района — первые мои помощники в организационный период создания отряда, бесстрашные подпольщики и партизаны. Они приходили в отряд, затем в бригаду вместе со своими учениками.

Это они, наши учителя, с ранних лет прививали нам любовь к Отчизне, ненависть к её врагам, готовность сразиться, и, если понадобится, не пожалеть и жизни за родную землю. Хочется низко поклониться всему нашему учительству. Если бы меня спросили, кому мы прежде всего обязаны победой, я бы сказал: УЧИТЕЛЮ».

Позволю себе несколько личных замечаний по поводу встречи в студии НТВ. Первое. Фильм Сергея Мокрицкого «Я — Учитель» — очень серьёзный и глубокий, он подкупает своей искренней интонацией. Фильм глубоко и тонко отражает психологический процесс превращения простого человека в солдата. Учитель Пётр Зубов это пример того, что в каждом живёт потенциальный герой. И в этом невероятная сила русского народа. Этот фильм надо смотреть, думать, обсуждать. Второе. Нет у нас права судить и тем более осуждать тех людей, которые не перешли к открытому сопротивлению врагу в тот страшный период: у каждого из них своя личная история, своя жизнь, свои мотивы. Возможно, выживание и было их подвигом. Главное — они не стали врагами своей Родины, не предали её и себя. А вот предателей и изменников забывать нельзя, нет срока давности у их преступлений. И преступления эти должны иметь конкретные имена.

Мы победили. Победили врага мощного, страшного, злобного, несущего угрозу всему миру. И эту Великую Победу из истории уже никогда не вычеркнуть, её у нас никому не отнять. Мы — наследники Победителей, хранители их памяти и славы. Мы помним это, гордимся нашими отцами и дедами, осознаём всю степень своей личной ответственности за то, чтобы не растерять эту победу.

А вот закрытых тем для изучения и обсуждения истории войны, как её героических, так и трагических страниц быть не должно. Правда и истина никогда не могут нанести вред, в отличие от лукавства, замалчивания, полуправды или откровенной лжи.

Татьяна Жукова,
учитель истории Дубровской средней школы № 1 имени генерал-майора Никитина И.С.
п. Дубровка
***

КСТАТИ, премьерный показ художественного фильма Сергея Мокрицкого «Я — Учитель» состоится на канале НТВ 8 мая в 19 часов 15 минут.
А ток-шоу «Место встречи» от 6 мая можно посмотреть на сайте НТВ
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Закулисье

Опубликовано 24.11.2016

Юная читательница прислала нам свое стихотворение, и оно нам понравилось.

Спасибо за без сдачи

Опубликовано 11.10.2017

Записи и выписки по  примечательным поводам

Может ли хватить детства на всю жизнь?

Опубликовано 12.01.2017

Читательница Вера Васильева переслала нам письма детей Богу, которые собрал писатель Дымов.

Юрий Захаров: «Когда я был стилягой»

Опубликовано 29.09.2015

Так случилось, что в конце 1950-х мне невольно пришлось стать участником двух знаменитых брянских событий.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску