Зернышко и еретики

ГлавнаяПрямая речьЗернышко и еретики

Сколько денег человек нужно, чтобы жить хорошо, на это тему рассуждает наш читатель и писатель из Франции.

Франция, на брянский взгляд, занятная страна. Одна моя знакомая пишет тут диссертацию по экономике. Рассказывает, что изучает, как работают французские коммуны и ассоциации, где люди пытаются полностью обойтись без денег.

Например, в городе Лионе имеется пять таких ассоциаций. В каждой зарегистрировано по 500 семей. Чтобы стать членом общества, надо записаться на их сайте и получить доступ к каталогу. В нем около ста услуг. От ремонта машины до выгула собаки или уборки дома. Час любой услуги оценивается в один условный «камешек». Час репетиторства иностранного языка это «камень», час ремонта проводки, компьютера или машины — это тоже «камень». Оказав услугу члену коммьюнити и заработав условный «камешек», надо его зарегистрировать на сайте. Потом его можно обменять на другую услугу. И так далее.

Современное общество, объясняет сайт коммьюнити, очень жестокое и несправедливое. Одни услуги и знания стоят неадекватно дорого, а другие печально мало. А люди родились одинаковыми, и все работы хороши. Главный девиз коммьюнити: «деньги — не главное условие обмена». Коммуна называется «grain», то есть зернышко. Метафора более чем прозрачна — из искры возгорелось пламя, а из зернышка да вырастет новое общество, более гуманное и справедливое. Моя знакомая аспирантка уверена, что все это не прибабахи каких-то маргиналов, а все очень и очень серьезно. Она пытается доказать, что такие мини-организации — это признаки рождения новой экономики, основанной на обмене и общем владении товарами и услугами. Более того, говорит она, на Юге Франции, в предгорье Альп, уже есть целые деревни, где жители полностью отказались от денег, живя только обменом и натуральным хозяйством. А всего во Франции уже более 600 таких коммун и ассоциаций, в каждой, из которой минимум по 300-400 семей.

Я слушал эти истории и потом долго и весело смеялся. И еще футболку попросил привезти, на которой будет написано, что я отказался от денег и всем доволен. «Да в Брянске все тоже самое! — убеждал я аспирантку. — Только когда Петрович из гаража у нас во дворе ремонтирует мотор в машине соседа, а тот потом залатает его колеса, мы не прыгаем вокруг этого и не говорим, что рождается новый мир». Бабка Дуня без пенсии в условной брянской деревне нанимает тракториста Ивана вспахать огород за бутылку, но никто не разводит пафос и не рассказывает всякий про новое общество!

Потом, отсмеявшись, я понял, что все не так уж и просто. Французы, на русский взгляд, вообще очень странные. Я вот собственными глазами видел в Бордо мужика с семьей, живущих много месяцев на плоту посреди реки. Он стоит на якоре на реке Гаронна, прямо напротив городской набережной. Семья полностью автономна, у них там на плоту дом, огород, живность какая-то, курочка бегает. Электричество получают от микро-турбины. Потребляют только то, что могут вырастить на плоту или поймать в реке. И им хватает. И что характерно, жители Бордо не бросают с моста в плот пустые пивные бутылки и огрызки, а с уважением обсуждают увиденное. Официальный плакат на мосту, подписанный мэром города, объясняет, что дескать, дорогие французы, семья пытается доказать, что можно жить полностью автономно от цивилизации и быть счастливым, чего, мол, и вам желаем. Да что, плот? Недавно известный футболист Эрик Кантона призывал французов в определенный день и час придти одновременно в банки и снять все свои деньги. Так он хотел обрушить банковскую систему и показать капитализму кто в стране хозяин. И по всем каналам с уважением рассказывали, что вот такой есть гражданский порыв. Правда, почти никто не пришел и деньги не снял, но в следующий раз могут придти. Страна такая.

Еще во Франции очень популярна система попутчиков. Записываешься на сайт и ищешь, кто едет в Париж в нужный тебе день, а расходы на бензин делятся между пассажирами и водителем. Этой услугой уже пользуются шесть миллионов французов! Тысячи французских подростков отправляются в деревню помогать собирать урожай, но деньги им не платят, зато они живут бесплатно, их кормят, водят по окрестностям. Еще у меня есть знакомые, принципиально живущие коммуной человек в десять в большом доме. У них строгий учет, вся кухня увешена таблицами и графиками кто покупает еду, кто готовит, а если к тебе пришли гости, то надо написать сколько их было и сколько они съели. В России так тоже могут жить провинциальные студенты в Москве. А тут не студенты. Это люди уже работающие за очень неплохую зарплату. Они объясняют, что это дело принципа: не платить завышенную квартплату и не обогащать и без того обнаглевшие агентства недвижимости. Еще они против того, чтобы брать ипотеку и попадать в рабство к банкам. Их девиз — разумно экономить, потреблять ровно столько, сколько нужно. Вечерами они варят варенье из каштанов и слив, набранных в коммунальных садах и лесах, или смотрят документальные фильмы про ужасы глобализации.

Да все очень мило, скажете вы. Ну и причем тут мы, добрые брянцы? Ну бесятся с жиру французские люди, значит жизнь хорошая, винцо дешевое, цены не растут, забот нет, вот и страдают бездельем.
Два известных российских социолога Владимир Дубин и Лев Гудков посвятили много исследований российскому обществу. Один из главных их выводов состоит в том, что у нас существуют невероятно мощные механизмы защиты от идеологий и практик, которые воспринимаются как «чужие» или «враждебные». Гудков и Дубин объясняют, что в каждом обществе, помимо официальных, доминирующих установок, есть бездна практик неофициальных, скрытых, которые претендуют на то, чтобы стать главными. Работа тысяч небольших ассоциаций во Франции меняет общество. В России же главное занятие общества и государства — это опознавание и безжалостное истребление дурного семени, которое может взойти и поменять устои.

Французы и их государство очень бережно и трепетно относятся к этим неординарным практикам, потому что считают, что это эскизы будущего. Миллион таких зерен не взойдут, или не пригодятся. Но вдруг, завтра кончится нефть или будет энергетический кризис. Тогда и пригодятся наработки семьи, живущей на плоту. И попробуйте в Брянске сделать что-то, что не вписывается в общие тренды, — вы сразу почувствуете на себе огромное давление. Это общество пытается вас вытеснить на обочину. Сегодня ты публично обмениваешь свои услуги на другие услуги без денег, а завтра можешь прийти к мысли, что можешь вообще обойтись без государства. Сегодня ты демонстративно живешь на плоту, а завтра эти люди подумают что банки и правда обнаглели и дерут втридорога. Плыви себе подальше, стань там, где тебя никто не видит и расти кур на плоту. У нас можно делать почти все, но чтобы тебя не было видно и слышно. Важно, не демонстрировать это публично. Уйди в семью, в работу, запрись на кухне. Тогда, можно.

Когда-то, в конце 90-х мы с коллегами работали в газете «Брянское Время». И вдруг настал такой удивительный момент, когда нас власти при губернаторе Лодкине стали совершенно по-бандитски мочить и, в результате, уничтожили полностью. Самое удивительное, что брянская публика взирала на это с равнодушием, и более того, даже с каким-то непонятным удовлетворением. Теперь я понимаю, что мы были другими, проводниками и певцами тех самых чужих культур, практик и образов мысли. Нас просто счистили как масло с ножа.
Так в России устроено сейчас и было устроено столетиями. И пока незаметно, чтобы что-то поменялось.
Александр Кондратов,
преподаватель института медиа и коммуникаций университета Гренобля (Франция) — специально для «Брянских.РФ»

 547 Опубликовано: 26.04.2016 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , , , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Когда Севск был круче Брянска

Опубликовано 26.11.2016

Редко бывает, чтобы так повезло на «земляка». Севской истории «повезло» на Владимира Крашенинникова.

Уголовное дело революционера Фокина

Опубликовано 18.02.2017

Брянский историк Андрей Кукатов обнаружил в архивах Москвы и Калуги  чрезвычайно интересные материалы о первом уголовном деле в отношении известного советского руководителя в Брянске Игната Ивановича Фокина (1889-1919). Предлагаем (в сокращении) статью о находке.

Любимые книги мамаши Петражицкой

Опубликовано 15.07.2016

Знаменитый брянский пряничный кондитер и по давним привязанностям — журналист вспоминает книги, которые ее сделали.

Ральф и Маркус едут в Сталинград

Опубликовано 01.06.2017

Эту историю прислала наш читатель Александр Лаврик.

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску