Зернышко и еретики

ГлавнаяПрямая речьЗернышко и еретики

Сколько денег человек нужно, чтобы жить хорошо, на это тему рассуждает наш читатель и писатель из Франции.

Франция, на брянский взгляд, занятная страна. Одна моя знакомая пишет тут диссертацию по экономике. Рассказывает, что изучает, как работают французские коммуны и ассоциации, где люди пытаются полностью обойтись без денег.

Например, в городе Лионе имеется пять таких ассоциаций. В каждой зарегистрировано по 500 семей. Чтобы стать членом общества, надо записаться на их сайте и получить доступ к каталогу. В нем около ста услуг. От ремонта машины до выгула собаки или уборки дома. Час любой услуги оценивается в один условный «камешек». Час репетиторства иностранного языка это «камень», час ремонта проводки, компьютера или машины — это тоже «камень». Оказав услугу члену коммьюнити и заработав условный «камешек», надо его зарегистрировать на сайте. Потом его можно обменять на другую услугу. И так далее.

Современное общество, объясняет сайт коммьюнити, очень жестокое и несправедливое. Одни услуги и знания стоят неадекватно дорого, а другие печально мало. А люди родились одинаковыми, и все работы хороши. Главный девиз коммьюнити: «деньги — не главное условие обмена». Коммуна называется «grain», то есть зернышко. Метафора более чем прозрачна — из искры возгорелось пламя, а из зернышка да вырастет новое общество, более гуманное и справедливое. Моя знакомая аспирантка уверена, что все это не прибабахи каких-то маргиналов, а все очень и очень серьезно. Она пытается доказать, что такие мини-организации — это признаки рождения новой экономики, основанной на обмене и общем владении товарами и услугами. Более того, говорит она, на Юге Франции, в предгорье Альп, уже есть целые деревни, где жители полностью отказались от денег, живя только обменом и натуральным хозяйством. А всего во Франции уже более 600 таких коммун и ассоциаций, в каждой, из которой минимум по 300-400 семей.

Я слушал эти истории и потом долго и весело смеялся. И еще футболку попросил привезти, на которой будет написано, что я отказался от денег и всем доволен. «Да в Брянске все тоже самое! — убеждал я аспирантку. — Только когда Петрович из гаража у нас во дворе ремонтирует мотор в машине соседа, а тот потом залатает его колеса, мы не прыгаем вокруг этого и не говорим, что рождается новый мир». Бабка Дуня без пенсии в условной брянской деревне нанимает тракториста Ивана вспахать огород за бутылку, но никто не разводит пафос и не рассказывает всякий про новое общество!

Потом, отсмеявшись, я понял, что все не так уж и просто. Французы, на русский взгляд, вообще очень странные. Я вот собственными глазами видел в Бордо мужика с семьей, живущих много месяцев на плоту посреди реки. Он стоит на якоре на реке Гаронна, прямо напротив городской набережной. Семья полностью автономна, у них там на плоту дом, огород, живность какая-то, курочка бегает. Электричество получают от микро-турбины. Потребляют только то, что могут вырастить на плоту или поймать в реке. И им хватает. И что характерно, жители Бордо не бросают с моста в плот пустые пивные бутылки и огрызки, а с уважением обсуждают увиденное. Официальный плакат на мосту, подписанный мэром города, объясняет, что дескать, дорогие французы, семья пытается доказать, что можно жить полностью автономно от цивилизации и быть счастливым, чего, мол, и вам желаем. Да что, плот? Недавно известный футболист Эрик Кантона призывал французов в определенный день и час придти одновременно в банки и снять все свои деньги. Так он хотел обрушить банковскую систему и показать капитализму кто в стране хозяин. И по всем каналам с уважением рассказывали, что вот такой есть гражданский порыв. Правда, почти никто не пришел и деньги не снял, но в следующий раз могут придти. Страна такая.

Еще во Франции очень популярна система попутчиков. Записываешься на сайт и ищешь, кто едет в Париж в нужный тебе день, а расходы на бензин делятся между пассажирами и водителем. Этой услугой уже пользуются шесть миллионов французов! Тысячи французских подростков отправляются в деревню помогать собирать урожай, но деньги им не платят, зато они живут бесплатно, их кормят, водят по окрестностям. Еще у меня есть знакомые, принципиально живущие коммуной человек в десять в большом доме. У них строгий учет, вся кухня увешена таблицами и графиками кто покупает еду, кто готовит, а если к тебе пришли гости, то надо написать сколько их было и сколько они съели. В России так тоже могут жить провинциальные студенты в Москве. А тут не студенты. Это люди уже работающие за очень неплохую зарплату. Они объясняют, что это дело принципа: не платить завышенную квартплату и не обогащать и без того обнаглевшие агентства недвижимости. Еще они против того, чтобы брать ипотеку и попадать в рабство к банкам. Их девиз — разумно экономить, потреблять ровно столько, сколько нужно. Вечерами они варят варенье из каштанов и слив, набранных в коммунальных садах и лесах, или смотрят документальные фильмы про ужасы глобализации.

Да все очень мило, скажете вы. Ну и причем тут мы, добрые брянцы? Ну бесятся с жиру французские люди, значит жизнь хорошая, винцо дешевое, цены не растут, забот нет, вот и страдают бездельем.
Два известных российских социолога Владимир Дубин и Лев Гудков посвятили много исследований российскому обществу. Один из главных их выводов состоит в том, что у нас существуют невероятно мощные механизмы защиты от идеологий и практик, которые воспринимаются как «чужие» или «враждебные». Гудков и Дубин объясняют, что в каждом обществе, помимо официальных, доминирующих установок, есть бездна практик неофициальных, скрытых, которые претендуют на то, чтобы стать главными. Работа тысяч небольших ассоциаций во Франции меняет общество. В России же главное занятие общества и государства — это опознавание и безжалостное истребление дурного семени, которое может взойти и поменять устои.

Французы и их государство очень бережно и трепетно относятся к этим неординарным практикам, потому что считают, что это эскизы будущего. Миллион таких зерен не взойдут, или не пригодятся. Но вдруг, завтра кончится нефть или будет энергетический кризис. Тогда и пригодятся наработки семьи, живущей на плоту. И попробуйте в Брянске сделать что-то, что не вписывается в общие тренды, — вы сразу почувствуете на себе огромное давление. Это общество пытается вас вытеснить на обочину. Сегодня ты публично обмениваешь свои услуги на другие услуги без денег, а завтра можешь прийти к мысли, что можешь вообще обойтись без государства. Сегодня ты демонстративно живешь на плоту, а завтра эти люди подумают что банки и правда обнаглели и дерут втридорога. Плыви себе подальше, стань там, где тебя никто не видит и расти кур на плоту. У нас можно делать почти все, но чтобы тебя не было видно и слышно. Важно, не демонстрировать это публично. Уйди в семью, в работу, запрись на кухне. Тогда, можно.

Когда-то, в конце 90-х мы с коллегами работали в газете «Брянское Время». И вдруг настал такой удивительный момент, когда нас власти при губернаторе Лодкине стали совершенно по-бандитски мочить и, в результате, уничтожили полностью. Самое удивительное, что брянская публика взирала на это с равнодушием, и более того, даже с каким-то непонятным удовлетворением. Теперь я понимаю, что мы были другими, проводниками и певцами тех самых чужих культур, практик и образов мысли. Нас просто счистили как масло с ножа.
Так в России устроено сейчас и было устроено столетиями. И пока незаметно, чтобы что-то поменялось.
Александр Кондратов,
преподаватель института медиа и коммуникаций университета Гренобля (Франция) — специально для «Брянских.РФ»

 598 Опубликовано: 26.04.2016 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , , , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

В лесу, рядом с партизанами

Опубликовано 10.05.2017

В 1941 году Володе Кукатову было восемь лет. Его сын, известный брянский краевед Андрей Кукатов записал воспоминания отца о войне на Брянщине.

Мы даже не догадываемся, какие мы беззаботные на фоне французов

Опубликовано 30.06.2016

Мы продолжаем опыты брянско-гренобльских сравнений, благ у нас есть особенный автор. Он утверждает, что работа во Франции — это все. Хорошую работу ищут годами. Недавно было опубликовано исследование, что постоянную высокооплачиваемую работу француз получает лишь в 34 года (?!)

Река нашего детства

Опубликовано 03.03.2017

Брянский старожил Наум Непомнящий — о том, как все же очень удачно выбрали наши предки место для нашего города.

Они смеялись и стреляли в меня, как в зайца на охоте

Опубликовано 29.03.2016

Мы записали и предлагаем воспоминания депутата Брянского горсовета от КПРФ, председателя Брянской организации ветеранов Афганистана Вячеслава Губанова. Инвалид войны, сержант Губанов награжден медалью «За отвагу».

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску