Майя Плисецкая: «Я не простила своих врагов»

ГлавнаяДатыМайя Плисецкая: «Я не простила своих врагов»

К 90-летию со дня рождения великой балерины.

«Я родилась через год после смерти Ленина, а когда умер Сталин, мне было двадцать семь лет и три с половиной месяца. Возраст для балерины не юный. Половина профессиональной жизни была позади. А потом были эпохи Брежнева и Горбачева, которые мне принесли много горьких разочарований. Из-за того, что родилась на российской земле, я исчисляю свою жизнь эпохами „царствования“ наших вождей. Ни одной моей коллеге из Финляндии или Франции не придет в голову соизмерять этапы своей биографии по именам президентов или премьер-министров».
***
«Мой дед был зубной врач, жили мы на Сретенке. Там я родилась. Я думаю, что бабушка не занималась никаким профессиями, потому что она воспитывала детей, которых у нее было очень много».
***
(О матери) «Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Фильмы, как и в Индии, всегда были невероятно трагичные, просто душераздирающие. И вот, она играла прокаженную, где ее топтали лошади. Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме. Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: „Я здесь, я с тобой“, а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать».
***
«А я что — должна была говорить, что Сталин был золото? Этого не будет никогда. Ни при какой власти я этого не скажу».
***
«Как только у нас кого-то начинали поливать грязью, иностранцы тут же вострили ушки: „Как это такого-то притесняют? Давайте его раскрутим, поддержим!“ И очень многие на этом играли — музыканты, писатели, балетные. Раз ты беглец, преследуем властью, значит, ты художественно значим, наверху положения. Это и сейчас существует».
***
«Мой отец, которого расстреляли в 1938 году, верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется».
***
«Мне иногда кажется, что сначала на свет появляется зависть, а следом рождается человек».
***
«Не уверена, что высшее проявление ума — это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками».
***
«Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».
***
«Когда нас с Щедриным приглашают куда-то и помещают в какую-нибудь гостиницу шикарную, на меня это давит. Как-то не привыкли мы роскошествовать».
***
«По молодости я никогда не красилась — это было немодно. На знаменитой фотографии с Кеннеди в Белом доме у меня совсем нет макияжа — мне тогда это и в голову не приходило».
***
«Вот я вам приведу пример — Пьер Карден. Он от природы элегантен, поэтому он и своих клиентов одевает элегантно. Поэтому я уже много лет одеваюсь только у него. Он фантастически чувствует стиль. Он не думает: „Вот я сейчас встану и буду элегантным“. При этом сам может ходить в чем попало — в своих вещах, конечно, но пальто может быть с завернутым внутрь воротником, или пуговица на животе расстегнута, потому что он вечно спешит».
***
«Я люблю зеленый, желтый, красный. И черный очень элегантный. И все остальные цвета тоже».
***
«Хлеб с маслом — лучшее, что придумали люди».
***
«Да, пиво люблю!»
***
«Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть».
***
«Однажды я сказала Славе Ростроповичу, что Родион подарил мне „Даму с собачкой“. Он говорит: статуэтку? Я говорю: нет, балет!»
***
«Ваганова делала балерин почти из ничего. Даже с никудышными данными они знали, как надо делать. Многие, кто тогда были наверху положения, сегодня танцевали бы в кордебалете».
***
«На каком-то из первых балетных конкурсов я оказалась в жюри рядом с Улановой. И вот одна танцовщица поднимает ногу практически в прямой шпагат, за ухо. Уланова наклоняется ко мне и говорит: „Девочка ошиблась адресом“. И танцовщица не прошла на третий тур».
***
«Сейчас танцуют лучше. У нас черт знает какая форма была у балерин. Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки как модели. Мужской танец вырос неслыханно».
***
«Раньше мы говорили: „Балет — это не художественная гимнастика“. Сейчас балет и гимнастика сравнялись по сложности. Но, следуя за техникой, многие забывают про эмоции. Из танца ушла душа».
***
«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом».
***
«(Елизавета) Гердт говорила: ты висишь на палке, как белье на веревке».
***
«Если можно было сделать комбинацию один раз, я делала ее один, а не десять. Не всегда получалось фуэте, иногда выходило, иногда нет. Ну и что! И даже сейчас я думаю, что благодаря своей лености я сохранила ноги».
«Я никогда не стремилась танцевать инфантильные роли».
***
«У меня 165 сантиметров, рост средний, нормальный, смотря как считать, потому что по сравнению с маленькой это действительно немало. Но по сравнению с тем, какие теперь, когда до метра восьмидесяти доходят, тогда я маленькая».
***
«У Бежара я танцевала, у Ролана Пети. Вот интересно: я абсолютно признаю Баланчина. Но лично не хотела бы у него танцевать. Это не мое, у него слишком абстрактный танец. Когда я танцевала „Умирающего лебедя“ в Индии, никто не спрашивал, про что этот танец — все понимали. А когда танцевала па-де-де из „Дон-Кихота“, спрашивали. А я и сама не знаю, про что это. Про тридцать два фуэте. Это техника, а люди любят понимать, сопереживать».
***
«Я танцевала по крайней мере десять версий „Лебединого озера“, а везде было написано: Петипа»
***.
«Я бы не сказала, что я уж очень дисциплинированный человек. Конечно, я не разогревалась перед спектаклем горячим душем, как одна прима-балерина, но я помню, как Елена Михайловна Ильющенко мне кричала: „Боже мой, уже третий звонок, а она еще только красит ресницы“».
***
«Я с детских лет не в ладах с неправдой. Она меня коробит пуще красной тряпки. И в искусстве, и в жизни».
***
«Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять».
***
«Я себя грызу. Всегда».
***
«Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное — у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»
Лента. РУ

 564 Опубликовано: 20.11.2015 | Рубрики: Даты | Метки: , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Черные птицы из Красной книги

Опубликовано 19.07.2017

Впервые я увидел их лет двенадцать — пятнадцать назад, когда еще школьником на каникулах днями пропадал в лесных и луговых дебрях, окружающих Белую Березку.

Полные добра и отваги

Опубликовано 04.10.2017

В  День Учителя наша читательница вспоминает своих любимых учителей

Спасибо, Евгений Петрович!

Опубликовано 13.06.2016

13 июня исполняется 80 лет со дня рождения брянского поэта, журналиста и общественного деятеля Евгения Кузина.

Как брянцы откликнулись на решение партии о борьбе с пьянством

Опубликовано 02.11.2015

Исполнилось тридцать лет со времени принятия знаменитого постановления партии по борьбе с пьянством.

Брянские.РФ © 2017

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску