Почему деревенские всегда завидовали городским

ГлавнаяПрямая речьПочему деревенские всегда завидовали городским

Кавалер трех орденов Трудовой Славы доярка Римма Михайловна Шевцова — о времени и о себе.

В моем детстве в деревне не надо приучать к труду, сама жизнь приучает, заставит. На покосе работали только подростки: ребята на конях, девочки — с граблями, а матери потом, ввечеру подходили — стога ставить. Наш отец погиб на войне. У матери 6 детей. Не работали бы сызмальства, просто бы погибли. Сразу после войны мать по родным собрала денег и пешком из Сухиничей, с рынка привела корову. Эта корова нас спасла от голода в 46 году.

Советская власть к колхозникам тогда была строга. Жить мы начали только при Хрущеве. А при Сталине в нашем колхозе в конце года давали по 20 копеек на трудодень, и было это ничто, когда в городе у рабочих были зарплаты под тыщу в месяц. Еще по 200 граммов зерна на трудодень давали. Мы жили только со своего огорода.

Мой первый орден Трудового Красного Знамени я получила в 21 год в 1958году. Почему мне тогда дали орден, я и сейчас не знаю, но, видно, хорошо работала, и где-то это заметили. К слову, первую Почетную грамоту я получила в 15 лет, ходила за телятами. Выходила 33 теленка. Ни один не погиб. И ведь все вручную: корм в плетухах таскали, дрова, чтобы погреть воду для телят сами пилили и кололи. Помню, пилишь комель пилой, пила тупая, не пилит, и поточить некому, некого попросить.

Молоко просто так не пили. Мать в чашку с молоком хлеб покрошит, и мы, детвора едим. Подоит мать корову, и я несу молоко на станцию в Нетьинке, продавала у поезда по два рубля за литр. Нам ведь еще с семьи надо было налог заплатить — в год 33 килограмма мяса, 200 яиц, 200 литров молока. А не заплатить нельзя, тогда ты перед государством преступник.

Из 120 дворов в нашем Староселье тогда на луг выгоняли сто коров. Наша деревня старинная. Но после войны мужчин в деревне почти не осталось. Только из нашей деревни не вернулось с войны 72 мужика. Большинство в 43 году погибли на реке Сож, как и мой отец. Начальство, как потом говорили, решило Гомель к 7 ноября взять. Вот и положили народу бессчетно.

А я сама войну почти не помню. Маленькая была. Помню только, как однажды приехала машина, из нее солдаты повыскакивали и из автоматов перебили деревенских гусей на лугу, — это рядом с нами было. До войны многие гусей держали, у нас ведь и речка через деревню течет, удобно гусей держать. И вот постреляли, покидали в машину и уехали. Я сильно тогда напугалась, из дому боялась выходить.

Моя радость в юности — это новое платьена Пасху, одно в год. Мама сама шила, у нее швейная машинка имелась. А еще тогда, после войны, работы то было мало, по деревням ходили портные с машинками и на дому перелицовывали старье: пальто, костюмы перешивали. Денег на новое не было. И так было тяжко, особенно маме, что и сегодня больно вспоминать. А вот, поди — мама моя при такой жизни сто лет прожила. Выходит, нелегкий труд не всех ломает. Похоже, хуже тем, кто настоящего труда вовсе не знает и не любит.

Деревенские крепкозавидовали городским. Паспортов нет, и уехать нельзя, и вообще хуже городских, беднее жили. Наша деревня пригородная, считай, десять километров от Бежицы, так что старосельцы могли хоть что-то продавать на рынке, но цены были очень дешевые.

До войны в нашей деревне не пили. Ну, в праздники только, Возможно, не на что было пить, возможно, власть была построже. Вся пьянка началась после войны. Мужиков почти не осталось, а дел мужских в деревне — дом починить, землю вспахать — не убавилось. И вот эти, немногие оказались просто нарасхват, платили им бабы обычно самогонкой, — так и спились наши мужики. Уже в 70-е стали пить жидкость для примусов. Беда! Вот и в девяностые годы женщины цеплялись за жизнь, дети на них, а многие мужики — это уже вторая волна, без работы растерялись, потерялись. Я и сейчас смотрю сериал «Улицы разбитых фонарей», а там полицейские пьют прямо на работе. И вроде как нормально. Но разве это так?

В 57 году нам прислали хорошего председателя. Горохов Тимофей Никитич, немолодой, но ловкий, знакомства у него были в районе и в городе, и начала наша жизнь меняться лучшую сторону. Получать мы стали побольше, стали коровники новые строить, технику покупать. Я ведь помню время, когда бабы днем серпами хлеб жнут, а ночью — на молотилке снопы молотят. И ночью потому, что давали нам молотилку только на неделю, а потом в другое хозяйство забирали, не наша была молотилка.

Свои три ордена Трудовой Славы я получила в 1982, в 84 и 86 годах. Тогда мы внедрили хозрасчет, освоили механизацию, какая только была возможна. Каждый работник знал, за что работает, получали очень прилично. Стало у нас было племенное, черно-пестрые коровы, все — красавицы. Доили больше пяти тысяч литров молока на голову, тогда как в соседних колхозах — по две тысячи.

Недавно нас, ветеранов, пригласили посмотреть передовое хозяйство Артамошина в Новоселках, где доят на корову по 5 000 литров. Действительно, молодцы. Заботятся о кормах, обновлении поголовья, молочные аппараты у них современные. Но как не вспомнить, что я доила по 4 с половиной тысячи литров на группу своих коров еще сорок лет назад. И делала это вручную. Тогда у нас на восемь доярок было двести коров. Ферма, которую я в 72 году возглавила, работала на высоком уровне. Так что когда сегодня в области в хозяйствах доят с коровы меньше трех тысяч литров в год — это только одно означает: толком их не кормят, бедных.

Я — коммунист, пусть и не состою сегодня в партии. В нашем Староселье большие дома строят только приезжие, а местным где на такой дом заработать? Много несправедливости было при Советской власти, но сейчас ее стало еще больше. Разве дело, когда у наших односельчан коммерсанты скупили колхозные паи (каждый — 2, 6 гектара) по 12 тысяч рублей за пай, нарезали участки по 10 соток и теперь продают их по 170 тысяч рублей за участок? Почему они, а не государство на этой земле зарабатывают? Мне это непонятно.

У меня сердце болит, что нашу ферму не смогли сохранить. Ушлый председатель из Глинищево приехал в 2000 году и уговорил наших присоединиться к их колхозу, им вроде «Газпром» тогда помогал, а кончилось тем, что увели наших коров в Глинищево, а здесь ферму закрыли. Ничего от нашего колхоза не осталось.

Земля у нас прекрасная, все родит. Толковому хозяину есть, где развернуться, но город близко и, похоже, выгоднее ее на участки под коттеджи продавать, чем хлеб выращивать. Так получается.

Я вспоминаю свою жизнь, и мне за прожитое не стыдно. Мне работать было интересно, да и получалось. Жалею, что поездила по стране я мало, все некогда. Нелегко было, согласна, зато все были вместе. Пятого числа каждого месяца в колхозе проводился День животновода, собирались наши, из Староселья, из других окрестных деревень, с отделений. Обсуждали, кто и как сработал, у кого и почему не получалось, и спорили, и ругались, и радовались, — это был настоящий коллективный труд. Весной праздник — когда выводили скот на луга, и опять устраивали на природе скромное застолье, было весело. И так же — в Новый год. А сейчас все порознь, каждый сам по себе и за себя. Вроде и это неплохо, плохо лишь, что — все только за себя.

Записал Ю.Ф.

 1038 Опубликовано: 03.10.2015 | Рубрики: Прямая речь | Метки: , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Из  старой записной книжки

Опубликовано 30.07.2017

Спросил священника, с какими грехами люди приходят исповедоваться. Он: «Одна дама покаялась, что накричала на свою собачку»

Моя война с брянскими собаками

Опубликовано 03.04.2016

Я ничего не имею против уличных собак. Правда, говорят, их по Брянску безнадзорно бегает три тысячи штук. И у всех — острые зубы и испорченные вольной жизнью характеры.

Сыграй-ка ,Ваня, на гармони!

Опубликовано 08.10.2017

Воспоминания: Что ели, как гуляли, работали и праздновали  советские крестьяне на брянской окраине

История «Божьей коровки». Ч.2

Опубликовано 15.07.2017

Как именно и , собственно , почему была придумана эта удивительная брянская литературно — террористическая организация

Брянские.РФ © 2018

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску