Представляем замечательного карикатуриста и живописца Вячеслава Николаева. Даже переехав в Берлин, он не перестал быть брянским.
Я мальчишка из бежицкого, губонинского барака. И с детства много чего повидал.
Дедушка мой до революции был владельцем иконописной мастерской в Бежице. Так что моя страсть к художеству — в крови. Я рисовал всегда, сколько себя помню.
Мое правило по жизни? Дай подумать. Будет грубовато, но если совсем коротко, то выглядит так: «Не ссы, блин!»
Многие говорят, что я вот сейчас — другой, чем прежде, чем молодой. У меня не так: я не меняюсь, я прежний.
Первую мою картинку-карикатуру напечатал Брон, хороший человек в «Автозаводце», это уже после армии. А потом сразу — «Комсомолка».
Brain May. Love Of My Life
Тогда, в самом конце восьмидесятых, в смутные времена в Москве еще появились газетки , которые были готовы платить очень хорошо — по 300 рублей за картинку. Но только ориентир был на заурядную похабель. Мне это никогда не нравилось.
В «Брянском времени», куда меня позвали работать, за 1990–1996 годы я нарисовал и напечатал несколько тысяч картинок, комиксы стал печатать. Ребята удивлялись: на планерках все говорят, спорят, а я в это время молчу и рисую.
То время было все-таки замечательное. Время больших надежд. Но потом оно как-то незаметно закончилось, и я для себя решил жизнь поменять. И оказался в Берлине.
У каждого художника своя мечта, свое обучение, свои учителя. Мои учителя — это Макс Эрнст, Поллак, Альфред Муха, в чем-то Филонов. Я у них учился.
Оказавшись в Германии, я не стал получать соцпособие. Это был вопрос принципа. Одно время по ночам возил почту.
Почти девятнадцать лет я в штате газете «Русский Берлин». Меня туда с улицы взяли — пример невероятный для Германии. И уже для этой газеты нарисовал, наверно, тысячи карикатур, не считал сколько.
Совы
В Берлине я к новой технике в живописи пришел. Рецензенты и эксперты называют ее теперь «Техникой Николаева». Это минимум семь живописных слоев, обводка японской тушью, лаки, особенные, очень дорогие и качественные, от Шминке, краски.
Каждую большую картину я пишу минимум по полгода. Обычно — двенадцать часов работы в день. Зрители, а самые благодарные из них дети, потом находят на каждой их картин свои детали, свои, примерно как у Филонова, сюжеты.
Помню одна московская бизнес-дама ко мне в берлинскую мастерскую прилетела на своем самолете. Занятая очень, сказала, что буквально на десять минут, а перед картиной «Ловцы снов» три часа простояла. Отменила все свои другие деловые встречи и улетела. Не скрою, было приятно.
Так случилось, что я смог поработать и в кино. На фильмах у великих режиссеров — Иштвана Сабо, Романа Полански, Жан Жака Анно. Было очень интересно, полезный опыт, хотя с великими лучше держаться на дистанции.
Ноев ковчег
Мои картины купили канцлер Австрии, знаменитый коллекционер Томас Ольбрихти другие, в Москве — ряд собирателей. Но эти прячут по домам, не показывают.
Я в Брянске часто бываю и порой подолгу. Часть моих сверстников спились и погибли, несколько человек, как здесь говорят, «поднялись», стали богатыми. Занятно, но они считают, что я не тем занимаюсь.
Посчитал как-то, что в Берлине я сменил 17 машин, но мне удобнее и для здоровья полезнее сегодня ходить пешком. Я вообще не понимаю, откуда в городе моем родном такая жажда к показушному потреблению — все разговоры в итоге, у кого какая тачка и кто где отдыхал. Скучновато получается.
Я видел на вашем сайте, с каким интересом читают про котиков. Глупо людей за это осуждать. Между прочим, мой проект «Кошачий народец» — более 700 картинок не случайно так хорошо был принят, по всему миру. В Аргентине в музей карикатуры попал, в Сингапуре, как написали, моих котов для печати на футболках воруют. Симпатичный кошачий народец — это ведь по повадкам те же люди со всеми их плюсами и минусами.
Есть художники с черной энергией. Надеюсь, я не из таких.
Профессия художника — самурайская. Надо рискнуть, потратить силы, сделать и показать. А надо это кому или не надо — никто до поры до времени предсказать не может.
Записал Ю.Ф.
Кавалер трех орденов Трудовой Славы доярка Римма Михайловна Шевцова — о времени и о себе. …
В Москве на 89-м году жизни умер народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1989) Алексей Баталов.
…
Воспоминания Петра Кузнецова: Как говаривал Н. Хрущев, цели ясны, задачи определены — за работу, товарищи! …