Как в Бежице кладут дороги

ГлавнаяИсторииКак в Бежице кладут дороги

На улице Куйбышева в Бежицком районе летом положили асфальт. Прежде участок от Союзной до Литейной длиной 1,9 км был «убитым», автомобили ползли 20 км в час. Теперь тут ровное покрытие шириной 6 метров, езжай хоть 60, хоть, с оглядкой, 80 км в час. Но… осторожнее, нет обочин!

Часть 1-я. ОБОЧИНЫ

Давайте, раз уж так, пробежимся по существу вопроса. Лет 40 назад я недолго работал дорожным мастером, но впечатлений хватило на всю жизнь… Заглянем в источник, это не китайская грамота, каждый по опыту согласится с ниже изложенным.
…От состояния обочин напрямую зависит средняя скорость движения на дороге. …Обочины служат для укрепления кромки проезжей части; кроме того, они улучшают безопасность движения. В случае необходимости автомобили могут съезжать на них с проезжей части. Обочины служат также для временной остановки автомобилей…
Обочины устраивают шириной от 1,75 до 3,75 м.
Оптимальное использование ширины проезжей части автомобилями достигается только при наличии укрепленных обочин. При неукрепленных грязных обочинах ближайшие к ним полосы проезжей части шириной до 0,8–1,2 м не используются, так как водители, опасаясь заноса при случайном заезде, стремятся вести автомобиль ближе к оси проезжей части. Обочины укрепляют щебнем, гравием, шлаком, вяжущими и другими материалами.
Как пенсионер, средство передвижения которого — велосипед, добавлю и от себя: езда на велосипеде по 3-метровой полосе движения опасна для жизни, потому крайне дискомфортна.
Непонятно, почему решили экономить не неотъемлемом элементе автодороги. Стоимость обочин составляет не более 8-15% от общей стоимости капремонта. Сразу напомним то, что и без того должны знать дорожники.
Обочины чаще всего отсыпают крупнозернистым песком из карьера; или, то же самое — мелким гравием. Речной песок не годится: все песчинки одинаковые, обочины, сколько их не уплотняй, остаются зыбучими. Велосипедисту заезжать на них опасно, автомобили месят его колесами как кашу. А в карьерном (горном) песке частицы помельче при укатке вклиниваются между крупными. Но любители экономии, тем не менее, нередко морочат всем голову песком из ближайшей речки.
Через год после основной отсыпки обочины немного проседают, их надо досыпать и окончательно укатать в одну ровную плоскость с асфальтом. Готовая обочина — это неподвижное тело, оно не рыхлится колесами, не расползается от дождей как речной песок.
На Куйбышева обочины особенно важны, поскольку встречное движение — впритирку, а тротуаров как не было, так и не появилось, и теперь пешеходы и мамы с колясками приобщаются к твердому покрытию. У Пушкина: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» А у нас, да простит мне читатель самодельные стишатки:
Асфальт. Мамаша, торжествуя,
С коляской обновляет путь.
Былой лихач, опасность чуя,
За ней плетется как-нибудь…
А что ему остается, когда встречные идут одна за другой? И поскольку водитель во всех случаях должен выбирать безопасную скорость, то она на улице Куйбышева, когда все ринутся «обновлять путь», будет невелика. Особенно когда зимняя метель заполнит уступы, а отвал грейдера предательски выровняет снег вровень с дорогой, и не видно будет, где уступы 5, а где 15, местами все 20 см.
При чрезвычайной ситуации: выскочило животное или, не дай бог, неразумное дите, вильнул велосипед или встречное авто вдруг стало заносить, — водитель, понадеявшись, что там всего 5, попытается сманеврировать. Но там окажется 15, и его, потерявшего управление, самого может бросить на встречного… И судить будут водителя, а не того, кто поставил галочку в отчете перед населением: «Улица Куйбышева готова!» Культура отечественного судопроизводства, а особенно его практика, не оставит водителю другого шанса. Ему скажут: надо было выбирать скорость. А безопасная зимняя скорость на такой дороге — 30 км в час. Но стоило ли ради этого класть асфальт?

Часть 2-я. ПРОУЛКИ

Куйбышева параллельна магистральной улице Имени 22 партсъезда. Расстояние между ними не более 120 метров. Теперь часть трафика с загруженной магистрали перейдет на Куйбышева, оживится движение по соединяющим проулкам. Но из 11 проулков в асфальте будут лишь 5. Три из них: ул. Смольная, ул. Металлистов и пер. Литейный — заасфальтированы до того, а из оставшихся 8 нынче решили асфальтировать лишь 2 — Кремлевскую и Петровскую. В разговоре с дорожниками проскользнула фраза: «Жильцы скинулись…». Вот в чем дело… А те — не скинулись?
Три проулка: улиц Стахановской, Калужской и Витебской — не удостоились и асфальтовых съездов. Съезды — это как бы коврики, о которые «вытирают» шины выезжающие на асфальт автомобили. Но грязи с песком на асфальт натащится таки немало. Глина не мокром асфальте не способствует безопасности движения. Раньше, скажем, с «убитой» Куйбышева на улицу Молодой Гвардии немало натаскивалось. И поскольку проезжая часть там с бордюром, асфальт регулярно зачищали вручную. Такова участь проездов, часть которых заасфальтирована, а часть оставлена «убитыми». Один черт с загипсованной ногой знает истоки такой целесообразности…
Сняв кепки, посмотрим на «убитый» вусмерть переулок Металлистов (фото №…). В сутки здесь проезжало около 300 единиц, от легковых до бетоновозов; теперь разохотились все 500. Мне ли это не знать, — живу в 5 метрах от разливанной на всю улицу лужи, слушаю сквозь сон, как ранние бетоновозы с шумом рассекают ее перед въездом на Куйбышева.
На вопрос: будут ли асфальтировать проулки, — тот же прораб ответил: нет, это забота местных ЖЭКов.
Я — горожанин, меня не интересует распределение ремонтных ролей. Но могу подметить нерациональную последовательность. Какая хозяйка, убрав в комнатах, оставит грязь и пыль в коридоре? Известно какая — нерадивая. Если жильцы обойденных 6 проулков: улиц Стахановской, Калужской, Клинцовской, Витебской, Индустриальной и пер. Металлистов (суммарная длина около 600 метров асфальта, или треть Куйбышева), — объединенными действиями допекут коммунальщиков, то надо снова везти сюда асфальтоукладчик, каток, пригонять грейдер и рабсилу. Асфальтоукладчик будет вхолостую переползать от проулка к проулку, задерживая движение, насекая гусеницами асфальт на уже «отрапортованной» Куйбышева. Но всем известно: наиболее экономичные работы те, которые выполняются на одном месте все и сразу.
Выбор подрядчика, организационная кухня, наиболее толковая координация работ (скажем, обязать местные ЖЭКи, раз уж пошел большой асфальт, не мешкая пристраиваться к нему), контроль качества, стимульные рычаги, приемка работ — все это меня, обычного горожанина, не интересует. Но глазами я могу оценить конечный результат — упущения и ляпы. И никакие оправдания меня априори не убедят. Все лишние затраты в конечном итоге аукнутся на городском бюджете; или, что то же самое — на кармане горожан. Что-то уже не возведут (качели-карусели), чем-то не обрадуют… Недоделки — это фирменный почерк головотяпов, а их устранение обходится втридорога. Раз дорога, два дорога, три дорога…
Как горожанин одно знаю твердо: лицо городской инфраструктуры определяет мэрия. Ответственным за толковый дорожный ремонт должностным лицам и адресую 3 вопроса (а если таковые лица не обнаружатся, то — самому мэру):
1. Согласны ли с вышеприведенными доводами?
2. Собираются ли отсыпать, выровнять и укатать на проезжей части улицы Куйбышева обочины и асфальтировать забытые богом проулки?
3. Если согласны и собираются, то — когда?
Прим.: отсыпанные обочины укатываются пневмокатками дважды — 1.сразу после их выравнивания, 2.после затяжного дождя.

P.S.: Главе обладминистрации Александру Богомазу — в качестве помазания и на размышление.
Будучи ВРиО, вы недавно утверждали, что при вас стоимость квадратного метра дороги снизилась с 3000 рублей до 900. За счет, дескать, коррупционной составляющей. Можно только поаплодировать, но если удешевление достигнуто еще и путем отказа от обочин, как узнать процентные доли этих усилий?
В вашем предвыборном ролике, который крутили по радио сотни раз, есть слова: «…дома, дороги… надо только честно работать на своей земле… и тогда будут средства… будем строить дороги, дома…» Но, как известно, скажи хоть сто раз «халва», во рту слаще не станет. Это к тому, что пришло время воплощать.
Обочины в городе и области, доложу вам, в целом скверные. Как и, увы, по всей России. Но это не должно расхолаживать. Россия велика, и в России есть, в частности, Магаданская область, а в ней — построенная еще до войны Колымская трасса Магадан-Сусуман (650 км); и еще 400 км до Усть-Неры (Якутия). Обычная скорость на трассе — 60-80 км в час. Я бы не заявлял столь уверенно, если бы в 70-ых сам не ездил по этой трассе в качестве пассажира автобуса. В это трудно поверить, но на трассе обошлись без дорогостоящего асфальта — в дорожном полотне нет ни щебня, ни битума. Вся трасса — грунтовая. Состав грунта из местных пород подбирала целая лаборатория. Она же придумала и недорогую пропитку поверхности — совсем легкую, чтобы не пылило. Трасса практически без ремонта прослужила десятки лет. (Как там после 70-ых, не знаю). Начальнику лаборатории после войны дали Ленинскую премию.
Так что, если по уму, обочины можно отсыпать раз и навсегда. (Загляните в Интернет — может, там сохранился состав.) И если в области лет за 5 обнаружатся небывалые сдвиги, и средняя скорость на дорогах возрастет километров на 20 в час, — а это существенный вклад в экономику и в личную жизнь населения, — кого будут долго вспоминать добрым словом? Угадайте с одного разу.
И тогда все поймут, что в коротком предвыборном ролике вы не зря дважды упоминали слово «дороги». И всем станет во рту слаще.

Проулок в направлении улицы Куйбышева. Вид с улицы Имени 22-го партсъезда

Проулок в направлении улицы Куйбышева. Вид с улицы Имени 22-го партсъезда

Свежая Куйбышева у 39-й школы

Свежая Куйбышева у 39-й школы

На свежем асфальте уже наметились лужицы

На свежем асфальте уже наметились лужицы

Уже натащили грязи с «убитого» проулка

Уже натащили грязи с «убитого» проулка

Черт, посланный из окна дома на то, чтобы выведать о целесообразности недоделки, вернулся с загипсованной ногой без ответа.

Мамы катят коляску навстречу движению

Мамы катят коляску навстречу движению

Но была одна, доверчивая, катившая по направлению. Она и вдохновила на строки: «Асфальт. Мамаша, торжествуя…» Действительно, навстречу ехало несколько автомобилей, и водителю за спиной мамаши пришлось «плестись рысью, как-нибудь». «Былой лихач» оказался деликатным: не стал тревожить маму с коляской обгоном впритирку.
Автор стишатки подумал, что можно бы подсечь момент и сделать снимок, согласно тексту. Но пришлось бы сколько-то времени наизготовку выжидать с фото-мыльницей на обочине. Проезжий автоинспектор мог бы, заметив, приревновав и притормозив, обронить из окошка: «Что это вы тут делаете со своим… радаром? Это мое место…»

Могила Неизвестному Дорожнику у подножия знака

Могила Неизвестному Дорожнику у подножия знака

Не хватает только цыган на телеге

Не хватает только цыган на телеге…

…тогда можно переиначить строку старого романса: Вместо «Здесь живут одной семьею люди, кони и медведи…» — «Здесь идут одной семьею люди, кони и машины…» …и велосипеды, и коляски — все, что катится — все на 6 метрах.

Через неделю после дождей

Через неделю после дождей

Вусмерть «убитый» переулок Металлистов с фрагментами бывшего покрытия

Вусмерть «убитый» переулок Металлистов с фрагментами бывшего покрытия

Выезд на Куйбышева. Без комментариев

Выезд на Куйбышева. Без комментариев

Выезд на асфальт по стеночке

Выезд на асфальт по стеночке

Калужская улица — полная сирота: ни асфальта, ни съезда на нее. Но домовладений здесь столько же, как на Петровской и Кремлевской, которые удостоились асфальта с бордюрами

Калужская улица — полная сирота: ни асфальта, ни съезда на нее. Но домовладений здесь столько же, как на Петровской и Кремлевской, которые удостоились асфальта с бордюрами

Прораб сказал: не будет вам обочин!

Прораб сказал: не будет вам обочин!

Раньше тут была тихая, в колдобинах, дорога, совершенно не привлекательная для водителей; но ею можно было без опаски пользоваться как тротуаром. А сейчас обочину чуть присыпали речным песком, на котором остаются отпечатки подошв и вязнут велосипеды

Раньше тут была тихая, в колдобинах, дорога, совершенно не привлекательная для водителей; но ею можно было без опаски пользоваться как тротуаром. А сейчас обочину чуть присыпали речным песком, на котором остаются отпечатки подошв и вязнут велосипеды

Застарелые обочины на загруженной улице Литейной. Здесь можно взять грязи на обряд помазания нового губернатора. Внизу справа — фото автора с фотоаппаратом

Застарелые обочины на загруженной улице Литейной. Здесь можно взять грязи на обряд помазания нового губернатора. Внизу справа — фото автора с фотоаппаратом

Сергей Чилингарян

 1502 Опубликовано: 15.09.2015 | Рубрики: Истории | Метки: , , ,
Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle
Также читайте

Наши в Москве

Опубликовано 20.02.2017

В Москве в Выставочном центре «Винзавод» состоялось открытие Всероссийского проекта «Лучшие фотографии России 2016».

Плохой хороший человек

Опубликовано 09.10.2019

На днях задушевного дружка моего обокрали. Прямо на службе. В обеденный перерыв.

Стало очень страшно

Опубликовано 06.12.2016

Три истории о страхах и фобиях с комментариями психотерапевта.

Цыганщина какая-то

Опубликовано 17.04.2017

Рассказ нашего читателя как ему задорого поставили электросчетчик.

Брянские.РФ © 2022

Информация, распространяемая от имени сайта «Брянские.РФ» является его интеллектуальной собственностью. При цитировании и использовании материалов ссылка на «Брянские.РФ» обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на http://брянские.рф обязательна.
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску